Чему на самом деле радуются жители Веселой улицы в Москве
В целом московские названия улиц не созданы для поддержания хорошего настроения. Однако несколько исключений нам найти удалось.
Фестивальная улица (САО) названа так в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году.
Ближайшая к Москве Новогодняя улица находится в подмосковной Дубне, но столица может похвастаться улицей Рождественка и Рождественским бульваром. Названы они в честь расположенного здесь Богородице-Рождественского монастыря и естественным образом ассоциируются с Рождеством – праздником, постоянно идущим рука об руку с Новым годом.
А больше всего радует уши, конечно, Веселая улица (ЮАО). Вопрос в том, насколько она радует самих жителей: здесь расположены, например, комплекс зданий психоневрологического диспансера и Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС. Так что веселимся с оглядкой.
Мосты любви и дружбы
Мост изначально связывает два берега, а потому вполне может служить символом любви. В Москве более 80 мостов и мостиков через реки и каналы. Патриарший мост, хоть и пешеходный, отличается внушительными размерами: к его проектированию приложил руку Зураб Церетели. Назван мост так потому, что примыкает еще к одному масштабному новоделу – храму Христа Спасителя. Молодожены начали было вешать на этот мост свои «замочки любви», но представители Гормоста регулярно их спиливают, чтобы мост, чего доброго, не обвалился.
Другой пешеходный мост носит название Лужков. Чиновники утверждают, что именовали его в честь Царицына луга – так когда-то называлась Болотная площадь. Но вспомним, что мост был открыт в 1994 году, и название моста повторило фамилию тогдашнего мэра города. В последнее время его предпочитают называть Третьяковским. Но у этого моста есть еще одно, очень задушевное имя – Поцелуев. На мосту тоже повадились вешать «замочки любви», и, надо сказать, власти пошли романтикам навстречу, установили возле моста железные «деревья любви» специально для замочков.
Завершим волнующую тему монументальным Живописным мостом – славен он тем, что над ним выстроен еще один мостик, в центре которого висит футуристического вида сооружение, напоминающее НЛО. Ранее там планировали открыть ресторан, но позже решили возвести самый «воздушный» ЗАГС города. Сейчас это один из долгостроев века – сдачу объекта то и дело переносят.
Где мои 17 лет?
В московских топонимах отчетливо прослеживается симпатия к той части населения, у которой всё впереди.
На Детской улице (ВАО) в 1920-х годах находилась большая игровая площадка с возможностью оставить ребенка под присмотром на весь день – первый опыт городских пионерлагерей.
Аналогичным образом получила название улица Юности (ВАО) – в военные годы здесь была организована Центральная комсомольская школа, впоследствии известная как Институт молодежи, а ныне – Московский гуманитарный университет. В Зеленоградском административном округе есть не только улица, но и площадь Юности. Это не удивительно: город основали специально для молодых ученых, которые ехали туда со всех концов СССР.
В столице есть также улицы Юных Ленинцев, Пионерские, Студенческая, Комсомольский проспект… А вот пенсионерам названий не досталось. Вековая улица (ЦАО) названа так, увы, совсем не в честь долгожителей. Просто в 1919 году новая власть переименовала сразу пять Рогожских улиц – так появились Школьная, Библиотечная, Трудовая, Пролетарская… и совсем уж фантастическая Вековая – в ознаменование того, что наступил век пролетарской революции. Кстати, в этом году название вновь стало актуальным – со времен революции и впрямь век, вот только слово «пролетариат» впору переводить со словарем.
Хозяева Медной горы
Драгоценных камней в столице, конечно же, не добывают – зато здесь есть самые что ни на есть «драгоценные» названия улиц.
Изумрудная улица (СВАО) когда-то скромно называлась Полевой. Но когда город Бабушкин вошел в состав Москвы, ни о каких полях не осталось даже воспоминаний. И по предложению жителей района (правда, трудно представить, как собирали эти предложения) улица получила название Изумрудной — за обильное озеленение по нечетной стороне, сохранившееся и до наших дней.
Если летом листья и впрямь изумрудны, то осенью они меняют цвет – вот и идет параллельно Изумрудной улице Янтарный проезд. До включения в состав Москвы это была Парковая улица, но еще одну, 17-ю по счету Парковую столица точно не вынесла бы. И столичные руководители сочли возможным дать улице безыдейное, зато красивое название.
Три года спустя неподалеку, через железную дорогу, появилась еще и Малахитовая улица. Правда, у этого названия совершенно иная генеалогия — речь идет о книге Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», а улица Бажова как раз пересекает Малахитовую. Так в одном округе Москвы оказались почти все «драгоценные» топонимы города.