Дисконтные карты: как нас обманывают

В наших торговых точках такого безумия, как на Западе, в «черную пятницу» пока не увидишь, но все к этому идет
В наших торговых точках такого безумия, как на Западе, в «чёрную пятницу» пока не увидишь, но всё к этому идёт. Фото: © Reuters
В наших торговых точках такого безумия, как на Западе, в «черную пятницу» пока не увидишь, но все к этому идет В наших торговых точках такого безумия, как на Западе, в «черную пятницу» пока не увидишь, но все к этому идет
Получая скидочную или накопительную карты, никогда не оставляйте паспортные данные

С «черной пятницы» и «киберпонедельника» стартовала лихорадка распродаж. Грядут новогодние и рождественские акции, в феврале начнутся сезонные «ликвидации», «утилизации» и т.д. Если покупать в это время с умом — например, отслеживать цены до начала «сейлов», сравнивать стоимость товаров в разных магазинах, мониторить иностранные сайты, не хватать все подряд — можно ощутимо сэкономить. Но чаще всего «щедрость» продавцов к покупателям на деле оборачивается банальным разводом.

Продавцы ждут «черную пятницу» как манну небесную. В США, откуда пошла история ежегодных ноябрьских сейлов в преддверии Дня благодарения, выручка магазинов за несколько дней продаж составляет до 40 процентов годового оборота.

«Черная пятница» в России проходит в пятый раз. Наши люди пока не ночуют под дверями торговых центров и не лезут по головам, сметая все на своем пути. Но реклама сработала: в дни распродаж во многих торговых центрах было не протолкнуться. Массовый ажиотаж — на это и рассчитывают организаторы акций: боясь упустить выгодную скидку, мы хватаем что нужно и не нужно. Все слышали про любимую манипуляцию продавцов: сначала цену взвинчивают до небес, а потом делают на нее скидку. И пусть через неделю тот же товар выставят еще дешевле, надо успеть схватить его здесь и сейчас.

Другой трюк, который чаще проворачивают в онлайн-магазинах, — скидки распространяют лишь на пару десятков наименований. Только никто об этом не предупреждает. Как и о том, что на распродажу нередко выставляется откровенный хлам.

В этом году цены «черной пятницы» выборочно отслеживали роботы. Организовала проверку Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Сообщалось, что товары торговых сетей, уличенных в обмане, снимали с продажи, а если подобное повторится, участие в акции продавцу запретят.

Но магазины свою выгоду никогда не упустят — круглый год нас заманивают плюшками в виде дисконтных и бонусных карт, которые втюхивают при каждой покупке. Чем на деле оборачивается такая «благотворительность», как правильно пользоваться программами и акциями и что в магазинах покупателю никогда не расскажут — в этом мы и попытаемся разобраться.

Знаменитости тоже не отказываются заработать на нас (популярный мем «Гарольд, скрывающий боль» (вверху) и Иван Охлобыстин)
Знаменитости тоже не отказываются заработать на нас (популярный мем «Гарольд, скрывающий боль» (вверху) и Иван Охлобыстин)

Отбросить кегли

Разница между дисконтными и бонусными картами в следующем: одни дают скидку на совершаемую покупку, вторые позволяют копить условные баллы на будущую. Дисконт, как правило, не превышает 1 — 2 процента, но, если вы постоянно покупаете в одних и тех же магазинах, почему не сэкономить.

История с бонусными картами более мудреная. В сети магазинов «Мясновъ» и «Отдохни!», например, действует накопительная система «КеГеЛьБУМ». «КеГЛи — это КилоГраммы и Литры натуральных продуктов бесплатно», — анонсируется на сайте. Там же приводится объяснение: за каждые 100 граммов или миллилитров купленной продукции на карту начисляются кегли (они же баллы), которыми можно расплатиться. На ценниках указана цена в рублях, цена в кеглях и количество кеглей, которые «падают» на карту при каждой покупке. Кегли начисляются также за сумму покупки и за несколько продуктов сразу. Есть товар дня с большими кеглями. Можно подключить акцию «любимые продукты» и получать в пять раз больше кеглей за товары, которые покупаете чаще всего. Начисление на карту происходит в момент покупки при предъявлении карты. Потратить кегли можно в любой момент. Они не сгорают.

Чтобы оплатить покупку кеглями — полностью или частично, придется их копить, регулярно посещая именно эти магазины, или делать крупную разовую покупку — например, при сумме покупки от 950 рублей сразу начисляется 350 кеглей. Подобные акции стимулируют нас тратить все больше конкретно в этом магазине.

У меня на карте в данный момент 4239 баллов. Продавцы советуют разделить эту сумму на 11 — таково примерное соотношение кеглей к рублю. Получается 385 — эта сумма, на которую я могу рассчитывать при оплате товара.

Выгоднее копить баллы, затовариваясь вином. Для примера:

  • Чтобы бесплатно обменять красное «Амиконе» стоимостью 820 рублей на баллы, потребуется 9111 кеглей.
  • При покупке бутылки мне на карту «капнуло» 137 баллов.
  • Еще 400 баллов добавили за то, что покупка превысила 700 рублей.
  • Итого за бутылку я получила 537 баллов.
  • При грубом подсчете — исключая дополнительные начисления за сумму покупку, совместность покупок и прочие акции, чтобы бесплатно получить на кегли бутылку того самого «Амиконе», я должна купить примерно 16 бутылок.

По другим продуктам начисления баллов меньше. Например, за 100 г филе индейки стоимостью 42,90 рубля добавят 4 кегли (бесплатный обмен — 477 кеглей), филе куриной грудки (100 г — 29,90 рубля) — 3 кегли. 300 г голландского сыра (230 рублей) принесут 36 баллов (обмен — 2556 кеглей). Получается, копить кегли лучше на вине, а тратить в других отделах.

Но опыт показывает: баллы могут списываться без вашего ведома.

— Муж по карте «КеГеЛьБУМ» копит баллы. Но недавно, придя в «Отдохни!», на кассе он узнал, что около 50 тысяч кеглей у него пропали, — рассказала москвичка Марина Старостина. — Сотрудник магазина выяснил, что кегли списаны в магазине на другом конце города. Из истории покупок в личном кабинете мы узнали, что по карте мужа кто-то основательно закупился колбасой. Хочу предостеречь всех держателей карт «КеГеЛьБУМ»: проверяйте накопления и по возможности их тратьте. Иначе ими воспользуется кто-то другой.

Кстати, большинству магазинов выгоднее, чтобы накопленные на карте баллы вы тратили как можно реже. Деньги на карточке — виртуальные, а товары за них — вполне реальны, и дарить их вам для торговой точки реальный расход. Вот почему продавец будет ненавязчиво уговаривать вас копить все больше и больше.

Мастер продаж

Есть у магазинов и другие приемы для увеличения прибыли.

— Хотели с женой потратить в «Спортмастере» две тысячи бонусов, пока они не сгорели, — рассказывает москвич Дмитрий Карчев. — Выбрали куртку. Пришли на кассу, и тут началось. «У нас проходит акция, на карту вам лягут еще три тысячи бонусов, если куртку покупать набором, в который входит средство для стирки мембранной одежды стоимостью 391 рубль. Но мы задвинем вам его за 100 рублей». Я прикинул, сверху всего 100 рублей, а бонусов аж три тысячи! Пробили это средство. Тут вторая девушка подключилась: в чеке не хватает 30 рублей, чтобы все было по акции. Купили энергетический батончик за 35.

Ушли довольные как слоны. Тут жена заглянула в чек. Напротив пункта «средство для стирки мембранной одежды» стояла цена 391 рубль. Вернувшись, спросили, в чем дело. Девушки начали нести ахинею, мол, мы так вам и говорили. В итоге отказались мы от этого средства и ушли с неприятным осадком.

А на следующий день на карту капнули три тысячи бонусов. На сайте ни про какие «наборы» не было ни слова. Просто при покупке куртки — три тысячи бонусов в подарок. Вот к чему эти цыганские схемы обмана?

— Во многих торговых точках перед продавцами ставится задача докинуть в чек еще какой-нибудь товар, — объясняет менеджер Иван Плотников. — В том же «Спортмастере» есть понятие «комплексность», когда в чеке надо пробить как минимум три товара. Покупателю впаривается какая-нибудь ерунда, за это обещаются дополнительные баллы на карту, а продавцу начисляется процент к зарплате.

— Самое интересное было с велосипедами, там комплексность — восемь! — вспоминает бывший сотрудник той же сети Сергей. — Покупатель хочет велик плюс крылья — больше ему ничего не нужно. Мы же обвешивали велосипеды крыльями, замками, насосами, фонарями и т.д. Если клиент брал голый велосипед, ему говорили: «Ждите три — четыре часа, пока соберем, у нас очередь! Если хотите побыстрее, берите этот, но со всем, что на нем есть. Это рабочая схема по втюхиванию товара.

— У меня был опыт работы в обувном магазине — нужно было продать минимум 15 «допов» в день, — говорит калининградка Алина. — Ремни, кошельки, шнурки — что угодно. Если не выполнил минимум — штрафовали плюс орали на нас благим матом.

Обещая скидки и бонусы, организаторы сомнительных акций предлагают покупателям раздеться до трусов
Обещая скидки и бонусы, организаторы сомнительных акций предлагают покупателям раздеться до трусов. Фото: globallookpress.com

— В магазинах есть еще такое понятие, как «средний чек», — добавляет Марина из Санкт-Петербурга. — Я работала в «Подружке», где каждый день нам говорили, какими должны быть средняя сумма чека и среднее количество товара в чеке. Если будет меньше — штраф смене. Но если девушек-покупательниц легко уболтать на шампуньку-бальзамчик-гельчик-кремчик и прочую лабудень, то мужчины стоят как скала: что сказала купить жена, то и берут, — ни больше ни меньше. А ты должен накрутить чек.

— Зашли с другом в магазин, выбрали джинсы за 8 тысяч рублей. И тут девушка за прилавком коварно: «При покупке от 11 тысяч получите в подарок карту с начислением 10 процентов со стоимости каждой покупки». Судорожно хватаем весьма неказистую футболку. И только придя домой, осознаем: чтобы эта карта была хоть сколь-нибудь рентабельна, нужно в этом магазине закупаться на 30 тысяч в год, — просчитывает сомнительную выгоду Арина Коробченко из Екатеринбурга.

Вывод: когда вам что-то активно впаривают, обещая в перспективе бонусы и скидки, это не от доброты душевной, а оттого, что продавцам тоже хочется кушать.

Кстати, во многих магазинах, если сумма покупок превысила определенное значение, вам обязаны поменять обычную скидочную карту на «серебряную» или «платиновую». При этом кассир часто предлагает дополнительно взять какую-нибудь мелочь, хотя должен выдать карту бесплатно. Если он отказывается это делать, смело требуйте дежурного администратора. Его продавцы боятся как огня.


Когда это работает

  • Заводить скидочную или накопительную карточку есть смысл, если часто бываете в конкретном магазине. Например, каждый день заходите за продуктами. Это позволит сэкономить хотя бы немного.
  • При оформлении бонусной карты не поленитесь ознакомиться на сайте с условиями начисления и списания бонусов. Возможно, не за все покупки начисляется бонус или по истечении какого-то срока бонусы сгорают, о чем вас могут «забыть» предупредить при оформлении карты.
  • Если вам предлагают накапливать бонусы, чтобы потом получить на них подарок, откажитесь от такой программы, — ничего стоящего не предложат.
  • Любые дисконты всегда закладываются в цену товара. Имея в кармане карту с 15-процентной скидкой в дорогом меховом или ювелирном салоне в центре города, вы должны понимать, что цены здесь заведомо выше, чем в магазине на окраине.
  • Не стесняйтесь отказываться от любезных предложений продавцов и не зарабатывайте карточку, покупая заведомо ненужный товар.
  • Никогда не пишите паспортные данные и свой адрес в анкете при получении карточки. Требование сообщить эти данные незаконны.

Закупились по-черному

Агентство «Infoline-Аналитика» подвело итоги «черной пятницы» в российских магазинах:

  • в 2 раза больше, чем в прошлом году, потратили покупатели за дни распродажах, приуроченных к ЧП;
  • на 31 процент вырос средний чек по сравнению со средним чеком в ноябре и на 65 процентов относительно показателей «черной пятницы» прошлого года;
  • на 70 — 100 процентов увеличилась выручка ретейлеров, общая сумма продаж достигла 70 миллиардов рублей;
  • на 230 процентов выросли продажи непосредственно в пятницу, ставшую самым активным временем для шопинга;
  • 30 процентов составляет реальное снижение цен в России. В США — цены падают на 70 — 80 и больше процентов.

Читайте также: