Почему возвращенную в Третьяковку картину принимают за подделку

Очередь на выставку стала намного длиннее
Очередь на выставку стала намного длиннее. Фото Виктора Гусейнова/«Комсомольская правда»
Обвиняемого в краже картины Куинджи задержали по горячим следам в подмосковном Одинцове. Помогла система видеонаблюдения «Безопасный город» - «мерседес» предполагаемого преступника засветился в объективах камер.

Полицейские вламываются в квартиру 31-летнего Дениса Чуприкова, уроженца Феодосии, заламывают горе-воришке руки. На вопрос, где он находился вчера, тот растерянно заявляет, мол, ему надо «освежить память».

Легкость и наглость, с которыми «неофит» стырил раритет, потрясли всех. На пресс-конференции директор Третьяковки Зельфира Трегулова объяснила, что каждую картину оснастить сигнализацией сложно. И беспомощно развела руками: дескать, музеи у народа невероятно популярны, посетителей много, за каждым не уследишь. Директор петербургского Эрмитажа Михаил Пиотровский коллегу поддержал: «История, которая произошла, совершенно не из ряда вон выходящая, так выносят из музеев очень часто», - сообщил он.

В Интернете по этому поводу полно шуток - теперь многие в курсе, что «так можно». Кто-то предложил Чуприкова наградить: наглядно продемонстрировал зияющие в системе охраны наших музеев дыры.

Прозвучала и другая любопытная мысль. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин высказал предположение: а не подделка ли вновь обретенный шедевр? На эту мысль его натолкнуло решение руководства галереи не возвращать полотно на выставку.

- Если сейчас картину выставить, то к ней будет паломничество, что резко повысит посещаемость, и это будет огромный плюс руководству Третьяковки, а они решили ее спрятать. Создается ощущение, что картина подменена и музейные работники в курсе этого, но сознательно врут, по-другому объяснить их поведение сложно, - считает Делягин.

По его мнению, есть много подозрений, связанных с подменой произведений искусства в экспозициях. Ведь специалисты не раз указывали, что в российских музеях нет датчиков, современных систем защиты.

- Это не разгильдяйство и не нехватка финансирования, это осознанная позиция мафии, которая систематически занимается уже долгие годы, если не десятилетия, подменой наиболее ценных картин. И хорошо бы проверить подлинность всего, что у нас в музеях висит, - заключил Делягин.


Полицейские посты убрали

В Росгвардии, бойцов которой заподозрили в ненадлежащем исполнении обязанностей, от обвинений открестились. И доложили, что охрану Инженерного корпуса Третьяковки, в котором проходит выставка Куинджи, осуществляла служба безопасности самого музея. Представитель Росгвардии стоит на посту лишь на входе - досматривает посетителей, не пытаются ли они пронести в зал запрещенные предметы. До ноября 2015 года музеи федерального значения охраняла полиция, но потом штат МВД сократили, и полицейские посты убрали.


Количество фальсификата колоссально

  • По словам Наталии Курниковой, представляющей московскую галерею «Наши художники», каждый из поднявшихся в цене художников стал жертвой фальсификаторов. Петр Авен, президент Альфа-банка и владелец крупного собрания русского авангарда, называет количество подделок на рынке колоссальным.
Михаил Ларионов «Еврейская Венера» (1913 г.)
Михаил Ларионов «Еврейская Венера» (1913 г.)
  • Год назад разгорелся скандал, связанный с выставкой в Музее изящных искусств в бельгийском Генте: эксперты усомнились в подлинности 24 работ художников русского авангарда - Казимира Малевича, Лазаря Лисицкого, Наталии Гончаровой и других. Все картины и арт-объекты принадлежат бельгийскому коллекционеру русского происхождения Игорю Топоровскому. Разбирательство продолжается до сих пор.
  • В 2008 году музей искусств «Бункамура» в Токио изъял пять картин, приписываемых Марку Шагалу, Василию Кандинскому и Ивану Пуни, предоставленных Московским музеем современного искусства, хотя он и ручался за их подлинность.

Лучше хором

На произошедшее в Третьяковке откликнулся поэт Александр Гутин, отразив боль и чаяния множества современных художников, которых, увы, миновала участь великого Куинджи. А музыкант Максим Леонидов подобрал к стихотворению подходящую мелодию. Споем?

Отцвели в Крыму на пальме фикусы,
И Ай-Петри в темноте не видно.
Стырьте вы хоть что-нибудь у Никаса!
Никасу Сафронову обидно!

Ведь воруют у других художников,
А Сафронов, что, какой-то рыжий?
Как по сердцу полоснули ножиком,
Своровали даже у Куинджи!

А в Крыму притихли пальмы с кленами,
От обиды некуда деваться,
Стырьте хоть чего-то у Сафронова,
Граждане воры и тунеядцы!

Вновь вернутся в Керчь весною аисты,
Над мостом прольются звезды дождиком,
Стырьте вы у Никаса, пожалуйста,
Чтоб он стал немножечко художником.






Глаз-алмаз Архипа Куинджи: глубокий черный тон художник создавал, подмешивая в краску асфальт
После кражи Куинджи в Третьяковке установили новую охранную систему