На либеральных сайтах и в украинских сетях бушует истеричная радость. «Вот он, мордор! Вся Сибирь горит, а власти плевать! Люди задыхаются, звери гибнут! Никто не борется с огнем!» А мелкие политиканы решают свои мелкие проблемы, устраивая митинги «за честные выборы» и пытаясь раскачать ситуацию в стране. Спекуляция на чужой беде всегда отвратительна. Тем более когда ее основа - вранье и невежество.
Генпрокуратура, Следственный комитет и МВД работают. Они проверяют версию о намеренных поджогах «как способе сокрытия незаконной заготовки древесины». И это правильно - надо беспощадно карать негодяев, замешанных в незаконной торговле лесом. И надавать по башке деятелям, по чьей вине вовремя не локализовали очаги возгораний там, где это было возможно. Но читать несусветную чушь о том, что людей бросили на произвол судьбы, что такие масштабы бедствия - показатель отсталости страны, что «в цивилизованном мире» такого не бывает, уже невыносимо.
Управлять стихией не научились еще нигде в мире. Каждый год огненный смерч проносится по Италии, Испании, Греции, Португалии и Франции. Канада и Бразилия теряют в год до двух процентов леса. (В России сейчас пожаром охвачено менее десятой процента.) А что творится в самой богатой стране - США?! Лишь в одном калифорнийском пожаре осенью прошлого года было уничтожено 10 тыс. домов, выгорело около 56 тыс. га леса. Своих особняков лишились голливудские знаменитости и поп-звезды Ким Бейсингер, Майли Сайрус, Джерард Батлер и многие другие. А всего без крова остались свыше 300 тыс. человек. Уничтожен «Парамаунт-Ранч» - город-декорация, где снимали десятки кинолент, включая «Мир Дикого запада». И самое страшное - более 1300 калифорнийцев погибло.
Америке сочувствовали, и никто не закатывал глаза: «Что за страна! Ужас без конца!» А ведь возможности у нее огромные, только один штат Калифорния мог бы войти в топ-5 крупнейших экономик планеты! И все равно чудовищные жертвы, миллиардные потери. У нас, слава богу, и близко такого нет.
Как и чем потушить всю Сибирь? Никаких самолетов и воды не хватит, чтобы залить участок 160 на 100 км. Более того, пожар - это один из способов саморегуляции природы.
Многие виды могут существовать лишь на определенных стадиях формирования лесных массивов, в старых коренных лесах они не встречаются вообще. Если долго нет огня - исчезают десятки видов травянистых растений. И, как следствие, фауна, связанная с ними.
«Сгорит вся Сибирь!» - пишут невежды. На самом деле ей для этого нужно полыхать круглый год в течение ста лет. Так что хватит бредить!
А для отсечения огня от населенных пунктов надо брать советский опыт -возрождать мощный институт лесничества, готовить квалифицированные, прекрасно оснащенные службы борьбы со стихийными бедствиями и т.д. На это денег жалеть нельзя.
1. Площадь возгорания - катастрофическая.
На текущий момент горит около 3 млн. га тайги. Площадь лесов в России - 1064,4 млн. га. В масштабах страны пораженная огнем территория составляет около 0,2 процента. Для тушения это много, а для тайги - обыденное дело. График пожаров за последние десять лет показывает: число и площадь пожаров в среднем держатся на одном уровне, пики (ближе к 1 млн. га) случаются в среднем каждые 10 лет. Очередной приходится как раз на 2019-й.
2. Это поджог или происки китайцев.
Тайга в приполярной зоне - совершенно непроходимое место. Дорог нет. Вырубка не ведется - лес оттуда просто не вывезти. Технику, которую туда доставляют, там и оставляют, потому что доставка в несколько раз дороже техники. При этом привезти ее туда можно только один месяц в году по реке.
3. Не тушат, потому что нет средств.
Все малые и близлежащие от цивилизации очаги тушат. Летают вертолеты, забрасывают пожарных, с самолетов сбрасывают воду. Не трогают именно отдаленный очаг, расположенный в 500 - 600 км от Красноярска, просто потому, что это нереально. ИЛ-76 доставляет за один полет 40 т воды - капля в море для сильного пожара. К тому же часть воды не долетит до земли. Потребуется полгода круглосуточного курсирования 10 таких самолетов, чтобы потушить огонь в идеальных условиях - без ветра, повторных возгораний и т.д.
По площади лесов Россия занимает первое место в мире - на территории страны находится 20 процентов фонда Земли.
Специалисты российского отделения Гринпис призывают заострить внимание на таких понятиях, как зона лесной охраны и зона лесного контроля. В первом случае возгорания стараются потушить. Во втором - лес тушат, только если огонь угрожает жизни людей или важным объектам. Но беда в том, что законом не установлены критерии выделения этих зон контроля и нет правил, по которым принимаются решения о прекращении или приостановке тушения. В результате к зонам контроля отнесена примерно половина земель лесного фонда России. Это данные авиалесоохраны за 2016 год (более поздние не публиковались). В их состав входят и леса, примыкающие к населенным пунктам, дорогам, используемые для заготовки древесины. Нередко отказ от тушения пожаров в зонах контроля - а сейчас 90 процентов возгораний не тушат - приводит к развитию чрезвычайных ситуаций, как в Якутии и Красноярском крае. Пожары разрастаются, и их уже невозможно остановить до сильных дождей или снега. Они угрожают населенным пунктам и способствуют опасному задымлению.
ПЕЧАЛЬНО, НО ФАКТ
Крупные лесные пожары вносят вклад в глобальные изменения климата: оседающая на северных льдах сажа ускоряет их таяние. Запускаются и другие необратимые процессы. В результате в той же Иркутской области с каждым годом будет не только больше пожаров, но и катастрофических наводнений.