Концы в воду: кого все же зарезали наши боевые пловцы в Англии?

«Орджоникидзе» в середине 50-х был гордостью нашего военно-морского флота и вызывал жгучий интерес западных разведок. Фото: © РИА «Новости»

В британском портовом городе Портсмут выставлен на продажу дом, связанный с одной из самых мрачных тайн холодной войны СССР и стран Запада

В апреле 1956 года в Портсмут на борту новейшего крейсера «Орджоникидзе» прибыл с правительственным визитом глава Страны Советов Н. С. Хрущев. В числе официальных лиц первого секретаря ЦК КПСС сопровождал военный атташе Великобритании в СССР. Вначале боялись, что полковник станет на борту вынюхивать наши секреты, но все сложилось как нельзя лучше.

- Держался он просто и хорошо. Когда мы находились уже в море, то в день моего рождения, 17 апреля, решили устроить небольшой торжественный обед, - вспоминает Хрущев в четырехтомнике «Время. Люди. Власть». - За обедом, тем более в день рождения, естественно, имелась выпивка. Военный атташе… основательно выпил, да так, что ему потом было уже не до осмотра корабля. Он еле добрался до своей каюты и проспал день крепким сном… Об этом я вспомнил позднее, когда беседовал с Иденом (премьер-министр Великобритании. - Ю.Н.). Иден спрашивает меня: «…Как наш военный атташе вел себя на корабле?» Я отвечал: «Хорошо себя вел». - «А как он шпионил? Все ли осмотрел?» - «У, невозможный человек! В такие щели залезал, в которые невозможно пролезть насекомому». Иден смеялся.

Никита Хрущёв. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Диверсия или шпионаж

Однако начавшийся с курьеза визит в конце программы перерос в драму. В бухте Портсмута во время выполнения секретного задания пропал легендарный британский боевой пловец, командор Лайонелл Крэбб. В годы Второй мировой войны он взорвал несколько фашистских кораблей, прикрепив мины к их днищам. Есть версия, что такую же диверсию Крэбб намеревался совершить против «Орджоникидзе». Другое предположение - технический шпионаж. Не зря перед роковым спуском под воду командора видели с кадровым работником ЦРУ.

Легендарный боевой пловец Лайонелл Крэбб пустил на дно немало кораблей, но наш крейсер ему оказался не по зубам. Фото: Getty Images

Однажды в проливе Гибралтар Крэбб участвовал в подводной схватке с тремя итальянскими боевыми пловцами. Двоих зарезал, третьего взял в плен. Но попытка приблизиться к нашему крейсеру на рейде Портсмута стала для 47-летнего командора последней. Что с ним случилось, до сих пор тайна, покрытая мраком. Некий Эдуард Кольцов из Ростова-на Дону с живописными подробностями рассказывал, что это он во время службы в спецотряде «Барракуда» перерезал горло Лайонеллу, которого обнаружил у борта крейсера, аккурат напротив склада боеприпасов. Но «герой» оказался самозванцем. В то же время Дон Хейл, автор книги «Последнее погружение. Жизнь и смерть «Кутилы» Крэбба», утверждал: одного из британских боевых пловцов у «Орджоникидзе» действительно зарезали, но это был не Крэбб.

В этом доме до 2004 года размещалось полицейское управление Портсмута, а в 1956-м договаривались советские и британские силовики. Фото: legion-media.ru

В провал матерого диверсанта англичане не могут поверить до сих пор. Документы, связанные с операцией, засекретили до 2056 года. В британской печати появилась версия, дескать, пропавший Лайонелл Крэбб был разрублен винтами крейсера. Договорились до того, что он был захвачен в плен, перешел на сторону врага и под именем Лев Кораблев служил в ВМС СССР. По официальным данным, диверсант погиб при испытании нового оборудования. В трупе без головы, похороненном под именем Крэбба, вдова наотрез отказалась признавать останки своего мужа.

О загадочной истории более чем полувековой давности вспомнили на днях, когда в Портсмуте за 1,95 млн. ф. ст. был выставлен на продажу дом, в котором в 1956 году во время расследования исчезновения командора Лайонелла встречались представители местной полиции и работники советских спецслужб. По «рекомендации» свыше британские силовики спустили дело на тормозах. Удачно проходивший визит Хрущева не был омрачен шпионским скандалом. Так «дело Крэбба» не стало предшественником «дела Скрипалей».