Почему оснащение общественных мест дефибрилляторами бесконечно затягивается

По данным ВОЗ, каждый год в России внезапная остановка сердца становится причиной смерти более 200 тыс. человек
По данным ВОЗ, каждый год в России внезапная остановка сердца становится причиной смерти более 200 тыс. человек. Фото Анатолия Жданова/«Комсомольская правда»
24 ноября самолет авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Анапу, экстренно приземлился в Ростове-на-Дону - второму пилоту Дамиру Ахметову стало плохо. Летчику вызвали скорую, но спасти его, к сожалению, не удалось.

Умершему пилоту было 49 лет. Сильный, уверенный в себе, незадолго до трагедии прекрасно выглядел и шутил - таким Дамира Ахметова запомнили близкие. Как получилось, что у человека, который перед каждым рейсом проходит медицинский контроль, произошло столь резкое ухудшение состояния? Что уж тогда говорить о пассажирах, среди которых достаточно много хронически больных: случись что на высоте, успеют ли нас живыми спустить с небес на землю?

Точную причину летального исхода установит следствие. Эксперты, с которыми довелось говорить об этом, отмечают: к смерти пилота могла привести внезапная летальная аритмия. Она может возникнуть даже при абсолютном покое. Человека проверяют под жесткими нагрузками при медосмотре - у него все хорошо. А при резком изменении ситуации - раз, и все. Предусмотреть это очень сложно, но нужно быть к этому готовым. По мнению специалистов, часто в подобных ситуациях пострадавшему требуется реанимационная помощь, которая без дефибриллятора может оказаться неэффективной.

Варшава (Польша)
В Европе приборы для реанимации установлены во всех людных местах. Варшава (Польша). Фото: Depositphotos.com

Во многих странах в ходу компактные автоматические приборы размером с автоаптечку, которыми может воспользоваться любой человек, оказавшийся рядом с пострадавшим. Аппарат запрограммирован распознавать нарушение ритма, опасное для жизни, и сам принимает решение, «стрелять» или нет. На корпусе указано, как накладывать электроды, а голосовые команды подсказывают порядок действий при реанимации.

Однако в нашей стране дефибрилляторы разрешено использовать только персоналу лечебных учреждений. Никто, кроме них, оказывать первую помощь, используя дефибрилляторы, не имеет возможности - их попросту нигде нет. Проблема обсуждается на самом верху, но окончательного решения не принято.

Да, эти приспособления достаточно дороги: каждый аппарат стоит несколько десятков тысяч рублей, а комплект одноразовых электродов - около 3,5 тыс. руб. Однако законодатели и Минздрав могли бы разрешить использовать эти устройства хотя бы в порядке рекомендации. Для школы купить такой прибор накладно, но, возможно, найдутся спонсоры или родители скинутся.

Льорет-де-Мар (Испания)
В Европе приборы для реанимации установлены во всех людных местах. Льорет-де-Мар (Испания). Фото: Depositphotos.com

Выиграть время

Внедрение общественных дефибрилляторов есть смысл начать именно с самолетов, где в экстренной ситуации эти устройства можно применить наиболее оперативно, а прибытие бригады скорой помощи до посадки невозможно.

Как известно, причиной остановки кровообращения часто становится инфаркт, возникший на фоне закупорки сердечной артерии тромбом. Но даже в этом случае сердце не погибает моментально. От формирования тромба до некроза тканей проходит 1,5 - 3 часа. Здесь и понадобится дефибриллятор, который поможет пострадавшему сохранить жизнь, пока его не доставят в больницу, так как летальная аритмия с остановкой сердца может случиться в любой момент.

Во многих странах понимают важность такого способа реанимации. В Европе в каждом публичном месте висит несколько автоматических дефибрилляторов. В Швеции, например, они есть даже на светофорах, не говоря уже о кафе, барах, гостиницах.

Уральский оптико-механический завод представил собственную разработку автоматического устройства, но в массы оно пока не пошло
Уральский оптико-механический завод представил собственную разработку автоматического устройства, но в массы оно пока не пошло. Фото: © РИА «Новости»

Нам тоже надо с чего-то начинать. Оснастить дефибрилляторами все важные места, запустить обучающие ролики по телевидению, рассказывать, как действовать, если что-то случилось.

К слову, именно в СССР в 1952 году был выпущен первый серийный дефибриллятор постоянного тока. А современный бифазный импульс дефибриллятора, наиболее безопасный для сердца, в Советском Союзе стали использовать на десять лет раньше, чем в других странах. Но сейчас в этом плане мы, к сожалению, очень отстаем.

Никита Исаев
Портативный дефибриллятор мог дать шанс на спасение политика Никиты Исаева, скончавшегося от сердечного приступа. Фото Ивана Макеева/«Комсомольская правда»

В полете пьем воду и машем ногами

Перепады давления внутри самолета, низкая влажность воздуха, длительное стесненное положение пилотов и пассажиров в кресле - все это приводит к ухудшению венозного оттока из нижних конечностей и замедлению кровотока. Практически у всех авиапутешественников повышен риск развития флеботромбозов и тромбоэмболий легочной артерии, - предупреждает врач-анестезиолог-реаниматолог, канд. мед. наук Андрей Акатов. Он напоминает, что делать, чтобы полет прошел без осложнений.

  • Пейте воду. Разумный минимум - 200 мл в час. А вот от приема спиртного лучше воздержаться. Алкоголь способствует потере жидкости с мочой, что создает условия для тромбообразования. Так же действуют кофе и чай.
  • Сидя в кресле, сгибайте и разгибайте ноги, при любой возможности пройдитесь.
  • Постарайтесь обойтись без успокоительных. Вы можете уснуть, а это опять же длительная неподвижность и риск пережатия подколенных вен подушкой сиденья, что может привести к застою крови в венах ног, образованию в них тромбов и миграции их в легочную артерию.
  • Используйте компрессионные чулки.
  • В качестве тромбопрофилактики отдайте предпочтение низкомолекулярным гепаринам. Прием варфарина непосредственно перед полетом - плохая идея. Пейте его в течение нескольких дней после полета в сочетании с гепарином или другим антикоагулянтом. Аспирин и клопидогрель рекомендованы в качестве профилактики артериальных тромбозов.

Важный закон обсуждают в Госдуме

Вопросом использования дефибрилляторов на транспорте и в других общественных местах занимается экспертный совет при Комитете по охране здоровья Госдумы, который возглавляет Леонид Огуль. Специально для «Экспресс газеты» он прокомментировал ситуацию:

- Мне самому приходилось оказывать помощь людям, почувствовавшим себя плохо в самолетах и поездах, и могу с уверенностью сказать: дефибрилляторы там нужны. Так же, как они нужны в местах массового скопления людей - в торгово-развлекательных центрах, на стадионах, вокзалах, в школах, вузах и т.д.

В Госдуме прошел первое чтение законопроект об использовании дефибрилляторов неограниченным кругом лиц, и сейчас идет работа над вторым чтением. Документ обсуждается в Минздраве, Минтрансе и МЧС. Думаю, в ближайшее время будут внесены поправки ко второму чтению.

Мировой опыт применения этих устройств показывает существенное повышение уровня выживаемости пострадавших от приступа сердечной недостаточности. Использование дефибрилляторов любым человеком законодательно разрешено в 13 европейских странах и в подавляющем большинстве штатов США. Надеюсь, и в России это скоро станет возможно, а значит, многие жизни могут быть спасены.


Сердцу тревожно в груди

Отчего наш «пламенный мотор» может внезапно остановиться.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС)

  • Что это. Несоответствие между объемом крови, проходящим через коронарные артерии и тем объемом, который необходим для питания сердца. Не всегда это вызвано атеросклеротическим поражением коронарных артерий. Возможен просто их спазм.
  • Симптомы. Часто заболевание протекает бессимптомно до тех пор, пока просвет артерий не уменьшится до 70 - 75 процентов, и «голодное» сердце возвещает о дефиците кислорода стенокардией или одышкой. В некоторых случаях человек может нормально себя чувствовать и не подозревать, что уже на пути к инфаркту.
  • Что делать. Все проявления ИБС выявляются на ЭКГ и велоэргометрии.

Нарушения ритма

  • Что это. Неритмичность сокращений может быть обусловлена чем угодно, но, как правило, это экстрасистолия - внезапное внеочередное сокращение желудочков с последующей компенсаторной паузой. Иногда экстрасистолия бывает и в норме. Тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений свыше 90 ударов в минуту) или брадикардия (редкий ритм - до 40 ударов в минуту) считаются еще более серьезными нарушениями. Критические показатели - частота сердечных сокращений ниже 50 или выше 120.
  • Симптомы. Слабость, головокружение, ощущение «замирания» или, наоборот, резких толчков сердца, одышка, обмороки, потеря сознания.
  • Что делать. Снять электрокардиограмму во время приступа аритмии. Сдать общий анализ крови, мочи, пройти эхокардиографическое, неврологическое исследование. А если потребуется - снять энцефалограмму, провести суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ, пробы с физической нагрузкой и др.

Тромбоз

  • Что это. Опасное состояние, при котором в венах ног образуются тромбы. Сорвавшись с места, они могут вызвать тромбоэмболию - перекрытие легочной артерии.
  • Самые опасные - те, что образовались в крупных венах: подвздошной, бедренной, подколенной.
  • Симптомы. Тромбоз глубоких вен может никак себя не проявлять. Иногда ощущаются распирающая боль в конечности, ее отек, болезненность в икроножных мышцах.
  • Что делать. Ультразвуковая допплерография нижних конечностей поможет определить характер кровотока, его скорость, направление, объем течения крови, оценить состояние клапанов вен. По результатам обследования флеболог назначит лечение, препятствующее тромбообразованию.

Имей в виду

  • Риск тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) сохраняется высоким в первые две недели после дальних полетов и постепенно снижается только через восемь недель.

Читайте также:


‡агрузка...