Тротуар: зона безопасности пешеходов

ОБЩЕСТВО

Тротуар: зона безопасности пешеходов

Правила дорожного движения гласят: «Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. Тротуар – важнейшая часть системы безопасности любой дороги в населенном пункте. Еще сто лет назад в Российской Империи существовали правила поведения на тротуарах, которые актуальны до сих пор.

Его не замечаешь, когда он под ногами есть, настолько он привычен. И чувствуешь себя неуютно, когда вынужден идти по краю дороги, если его нет. Но отсутствие тротуара там, где он должен быть (и все связанные с этим риски), «лечится» просто – его строительством. Чем, кстати, должны заниматься местные власти, к которым следует обращаться через официальные каналы – сайты правительств и официальные письма, чтобы запрос был зарегистрирован, а ответ «активным гражданам» затем дан в установленный законом тридцатидневный срок с момента регистрации обращения.

Покрытие современных тротуаров, в основном, бывает двух видов: асфальтовое и сборное из цементно-бетонных тротуарных плит с использованием бордюрного камня – что особенно актуально для современной Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 221 от 22 марта 2014 года, тротуар предназначен только для движения пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам.

Тротуар: зона безопасности пешеходов
Если тротуара нет там, где он должен быть, необходимо обращаться в местные власти через официальные каналы - сайты правительств и официальные письма. Фото: Булатов Алексей/КП

По тротуару также могут передвигаться велосипедисты при отсутствии велодорожки и возможности двигаться по правой стороне проезжей части. Езда по тротуару других транспортных средств запрещена и является административным правонарушением. Ответственность за парковку на тротуаре предусмотрена ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, но здесь есть исключение. Парковка на тротуаре разрешена, если владелец дороги установит соответствующий знак с табличкой, указывающей такой способ парковки. Такие решения принимаются, как правило, на широких тротуарах, где автомобили не создадут помех движению пешеходов.

Но зайдите в любой двор столичного мегаполиса вечером и ночью – и вы поймёте, что в этом огромном городе живут одни только нарушители ПДД, которые без всяких знаков и табличек полностью перекрывают своим пешим соседям движение по тротуарам.

Правильные тротуары, значит поднятые над уровнем проезжей части, отделенные от нее газоном, правильно освещенные, проложенные так, чтобы минимизировать число случаев, когда пешеходам необходимо выходить на проезжую часть, чтобы перейти с одного тротуара на другой. А если этого никак не избежать, то «мостом» между тротуарами по обе стороны проезжей части должен быть пешеходный переход – регулируемый или нерегулируемый, надземный или подземный – без разницы.

Тротуары имеют весьма богатую историю. Само слово «trottoir» пришло к нам из французского языка, и, очевидно, имеет связь с глаголом «trotter» – «быстро ходить». В свою очередь французы заимствовали его у других европейцев. Например, в немецком «хохдойч» слово «tretten» означает «шагать».

Примечательно, что в разных странах Европы власти, создавая тротуары, преследовали разные цели. Во Франции тротуары начали массово появляться после Великой французской буржуазной революции, и их воспринимали не иначе как один из символов демократии (богачи едут в каретах по дорогам, бедняки идут пешком – но и те и другие перемещаются с комфортом). В Лондоне же, где тротуары начали строить раньше, их создавали с весьма утилитарной целью – обезопасить пешеходов от грязи и нечистот, которые просто выливались на дорогу. Впрочем, якобинский Париж, да и другие европейские столицы в то время тоже далеко не блистали чистотой и опрятностью улиц. Гигиеническую эффективность и безопасность тротуаров оценили так высоко, что в 1765 году в Великобритании был принят Вестминстерский акт о тротуарах, которым предписывалось превращать обочины по обеим сторонам дорог в тротуары для пешеходов.

В Российской Империи похожий документ тоже принимался, правда, почти на полвека позднее: в 1816 году Император Александр I высочайше утвердил «Постановление о  тротуарах», согласно которому тротуары в городах нужно было сооружать из гранитных камней или плит по обеим сторонам улицы. Ширина тротуара тоже регламентировалась – два аршина, или около полутора метров.

Укладка деревянной торцовой мостовой на Дворцовой набережной. 1900-е годы
Укладка деревянной торцовой мостовой на Дворцовой набережной. 1900-е годы

Ранее на Руси (а позже – в России) в крепостях, населённых пунктах по краям улицы для движения пешеходов строились «настилки» (дорожки, тротуары) как из камня, так и из дерева. В некоторых населённых пунктах деревянные тротуары существуют до сих пор, даже в Москве.

Прошло время – и тротуары в России начали отделять от проезжей части водосточной канавой, а затем – поднимать выше уровня проезжей части, чтобы на пешеходное пространство невозможно было заехать. Внешнюю сторону тротуара начали окаймлять бортовым камнем – бордюром (московский вариант) или поребриком (в Санкт-Петербурге). Примечательно, что по законам Российской империи, за состояние участка тротуара перед домом отвечал владелец дома, а не городские власти.

Современные тротуары безопасны и комфортны, но у этой «медали» есть и оборотная сторона: когда человек стоит на безопасном тротуаре и хочет перебраться на другой безопасный тротуар, у многих есть очень большой соблазн сделать это кратчайшим путем: всего-то перебежать проезжую часть в неположенном месте.

К сожалению, многим пешеходам расстояние даже в 50 метров до ближайшей «зебры» кажется некомфортным. Здесь и начинаются проблемы с безопасностью. Точнее, мы их сами создаем – и себе, и всем другим участникам движения на дороге – если перестаем соблюдать правила дорожного движения. Человечество никак не может уяснить главный принцип БДД: все участники движения должны перемещаться в рамках единой системы координат, подчиняться единым правилам. Каждому шагу – свое время и свое место. Автомобили не должны объезжать пробки по тротуару или обочине, а пешеходы не должны вырастать перед транспортным средством «из-под асфальта» или просто, как чёртик из табакерки, неожиданно появляться на проезжей части, перебегая дорогу. Человек, идущий по тротуару в сторону нерегулируемого пешеходного перехода, лучше любого светофора предупредит водителя о том, что нужно заранее начинать тормозить.

Тротуар: зона безопасности пешеходов
Фото: Рукавицын Олег/КП

Даже бегущий человек может создать на тротуаре проблему, если вдруг случайно толкнет идущего или стоящего пешехода. Сегодня мало кто знает, но еще в начале 20 века в России действовали весьма строгие правила поведения на тротуарах. Вот что говорилось в Постановления «О мерах безопасности и порядке при движении по улицам», принятом в 1911 году в городе Москве: «Проходящие по улицам, тротуарам и бульварам обязаны:

  1. соблюдать осторожность, чтобы не толкать других;
  2. не останавливаться там, где это препятствует движению;
  3. не возить за собой по тротуарам и бульварам тележек и саней, исключая детских, и не носить за собой громоздких тяжестей и других предметов, стесняющих движение».

Этот же документ запрещал гражданам царской России играть на тротуарах в «мячи, бабки и другие игры, пускать бумажные змеи и шары». Понятно, почему – чтобы не отвлекаться самим и других не отвлекать. В общем, очень современно выглядят эти правила сегодня, когда мы сами, по собственной воле перестаем глядеть по сторонам и утыкаемся в экран смартфона, слушаем музыку в наушниках, натянув на голову капюшон. Сдается, существуй мобильники и наушники сто лет назад, они бы тоже попали в этот свод правил. Тогда у дореволюционных городовых и околоточных было бы право принимать в отношении нарушителей самые строгие меры. И это было бы оправданно.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

Читайте также: