На станции метро «Сокол» можно встретить призрака

Cтанция метро «Сокол». Фото: «Комсомольская правда»

При прокладке тоннеля на площади у Казанского вокзала вдруг закипели лужи

15 мая 1935 года в Москве открылась первая линия Московского метрополитена: всего 13 станций от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением, включающим в себя «Александровский сад», «Арбатскую» и «Смоленскую». Сегодня число станций перевалило за две сотни. И каждый год открываются новые. В честь 85-летия столичной подземки вспомним, как все начиналось, и представим, куда умчат нас поезда будущего.

Идея избавить Москву от загруженных дорог возникала еще в XIX веке. Уже тогда конки и подводы создавали пробки. Проект с поездами, летящими по эстакадам и ныряющими неглубоко под землю, разработали инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре. Центральную станцию они хотели расположить у собора Василия Блаженного. От нее протянуть пути до Серпуховской заставы. Проект обсудили в Городской думе. Но взбунтовались трамвайщики, почуяв конкурентов. И проект свернули.

С одобрения Сталина

В 1930-м отдел по проектированию метрополитена, созданный в Управлении московских городских железных дорог, подготовил чертеж: семь станций в духе советского конструктивизма. Почти все потом построили. Не дошли руки только до одной - под мавзолеем. В 1932-м инженер Вениамин Маковский предложил опустить железную дорогу на 35 м под землю. Многие решили, что изобретатель сбрендил. Но Сталин идею одобрил. Через неделю проект метро глубокого заложения лег вождю на стол.

Успокаивали прохожих

Метростроевцы не должны были тревожить жителей города. При пересечении под землей реки Ольховки проходчики наткнулись на пористые плывуны, которые пропускали воздух. И когда после дождя на площади у Казанского вокзала вдруг закипели лужи, рядом с ними поставили дежурного инженера, который разъяснял всем, что ничего страшного не происходит, просто нагнетаемый под землю воздух проходит сквозь грунт.

Лаврентий Берия (третий слева) в вагоне московского метро 15 мая 1935 г. Фото: © РИА «Новости»

Массовый энтузиазм

Первые станции строили шахтеры и горные инженеры из Донбасса, тысячи комсомольцев-добровольцев. За два года проложили 17 км тоннелей. Это очень быстро. В Нью-Йорке, например, на 20 км подземки ушло семь лет, а в Лондоне 10 км одолели за четыре года. Строили на века. Лучше других сохранились в первозданном виде станции «Красносельская», «Сокольники» и «Александровский сад». Кстати, изначально пол на многих станциях делали из асфальта. Или из дерева - как на «Библиотеке имени Ленина».

Игра в двойников

«Александровский сад», бывший в разное время «Улицей Коминтерна», «Калининской» и «Воздвиженкой», - самая загадочная станция. Считается, что ее тоннели ведут прямо в Кремль. Сейчас движения по ним нет. К слову, две «Арбатские» и две «Смоленские» на карте появились после того, как в 1941-м авиабомба попала в тоннель. Станции отстроили заново - на большей глубине. Новый участок открыли в 1953-м, а к 1958-му восстановили старые. При строительстве «Арбатской» разрушили очень красивую церковь 1756 года.

Интерактивная схема на станции «Кировская» («Чистые пруды»), 1968 г. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Секретная линия

Экс-начальник столичной подземки Дмитрий Гаев на вопросы о «метро-2» отвечал так: «Я бы удивился, если бы его не существовало». Бывший руководитель службы протокола президента Владимир Шевченко подтверждал, что одноколейная ветка вела от Кремля до ближней дачи Сталина в Кунцеве. А экс-префект ЦАО Москвы Александр Музыкантский рассказывал о транспортных коммуникациях, связывающих Кремль с расположенными глубоко под землей в районе МГУ командными постами. «Это гигантская система. Она строилась 40 лет», - отмечал он.

Лестница в подземелье

Запуск метро намечали на 7 ноября 1934 года. Не хватало эскалатора. Его купили в Лондоне за громадные по тем временам 200 тыс. золотых рублей. Конструкцию доработали и на ее основе сделали свою. К слову, герой Никиты Михалкова в фильме «Я шагаю по Москве» в финальной сцене едет на эскалаторе на станции «Университет».

Культурные ценности

44 исторические станции считаются объектами культурного наследия. Так что пока музеи закрыты, можно съездить на «Маяковскую», чтобы посмотреть колонны, отделанные стальными лентами из мастерской Туполева. Полюбоваться на мозаику из смальты, собранную в ленинградской мастерской Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки. Или изучить мозаику на «Новокузнецкой». Фролов создавал ее уже во время блокады. Панно вывезли по Ладоге, а сам мастер умер от истощения. Станция «Комсомольская» - неоконченная работа архитектора Алексея Щусева. А «Новослободскую» украшают витражи сына палехского живописца Павла Корина, созданные по рисункам с риз рижских костелов.

Герои в бронзе

На «Площади Революции» прототипы шести скульптур - реальные люди. Матроса-сигнальщика Матвей Манизер изваял с курсанта Ленинградского военно-морского училища Олимпия Рудакова, члена экипажа линкора Балтийского флота «Марат». В статуе студента видны черты Аркадия Гидрата - чемпиона СССР по прыжкам в высоту. Школьница с глобусом скопирована с фото из газеты «Пионерская правда» 1940 года. Героиня снимка Нина Павлова утверждала, что он был сделан в московской школе № 91 на Большой Молчановке. Девочка выросла и стала инженером-химиком.

На барельефах на станции «Динамо» тоже изображены реальные люди: конькобежка Мария Исакова, футболист Григорий Федотов...

8 удивительных фактов

  1. На Кольцевой линии перед станцией тоннель слегка поднимается, а на выезде спускается. Это помогает поездам сбрасывать и набирать скорость.
  2. Мужским голосом объявляют станции при движении поездов к центру столицы, а женским - от центра.
  3. Характерный запах метро придавал креозот, которым пропитывали шпалы. Сейчас его не применяют.
  4. Московский метрополитен - один из немногих в мире, где есть бесплатный Интернет.
  5. Забытые в метро вещи отправляются на склад на станции «Котельники». Там они полгода ждут владельцев, после чего утилизируются.
  6. На 30 станциях в мраморной облицовке можно увидеть древние окаменелости.
  7. Контактный рельс в тоннеле находится под напряжением в 880 вольт. При прикосновении неминуема смерть.
  8. С 1 января 2021 года управлять поездами метро доверят и женщинам. Обучение проходят 25 дам в возрасте от 22 до 43 лет.

Черный машинист

Многие станции метро появились на месте кладбищ. Говорят, встревоженные сущности время от времени напоминают о себе.


Кстати


238 мгновений столичной подземки