Завтра была война: напав на Севастополь, фрицы хотели заблокировать корабли в гавани
Улица Нефедова в Севастополе. Аккуратный частный сектор, хорошая дорога — до центра рукой падать. 79 лет назад именно сюда упали первые авиабомбы, сброшенные с немецких самолетов. От взрыва погиб 21 человек, 136 получили ранения.
— Была половина первого ночи, когда в городе ударила сигнальная пушка — «В главной базе большой сбор». По улицам ездила машина — собирала военнослужащих. В начале второго по трансляции сообщили: «В городе объявляется боевая воздушная тревога». В 3 часа 10 минут с южного направления послышался гул самолетов. Стреляли все зенитные установки, стало светло, как днем, — пишет в воспоминаниях ветеран Великой Отечественной войны Алексей Алексеевич Касаткин.
22 июня в небе над городом появились шесть немецких самолетов. Два из них сбили наши зенитчики, но остальные успели сбросить на город две мины. Одна взорвалась на улице Подгорной (5 мая 1975 года ей присвоили имя Константина Павловича Нефедова — участника обороны Севастополя 1941-1942 гг., начальника Севастопольского отдела НКВД), снесла три двухэтажных дома. Вторая мина разорвалась на Приморском бульваре.
— Было страшно. Воронка, засыпанная обломками дома, полуразрушенные стены соседних домов со свисающими кроватями и шкафами, на деревьях тряпки и прочий мусор. Гарь, запах взрывчатки, — вспоминает Касаткин. На тот момент будущему доценту Харьковского политехнического института было 17 лет.
Утренним авиаударом немецкие пилоты должны были заблокировать корабли Черноморского флота в бухте. Каждый из шести самолетов был оснащен двумя минами, которые сбрасывались на парашютах с высоты 800-1000 метров. Каждая из мин, а они относились к типу LMB (Luftwaffe Mine B), по мощности соответствовала тонне тротила. Детонировали они хитрым образом. Когда мина касалась поверхности воды или земли, включался таймер бомбового взрывателя. Если через 19 секунд мина не погружалась ниже 4,57 метра, происходил взрыв. Если же мина успевала нырнуть глубже, взрыватель выключался.
В том же 1941 году советские ученые нашли, чем ответить немецким разработчикам. Группа конструкторов под руководством Игоря Курчатова создала специальные тралы для подрыва. За это изобретение Курчатов был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Севастополя».