X

«Благоустроили»: ливневые решетки закатали в асфальт

Получить компенсацию более реально, если машину затопило на парковке
Получить компенсацию более реально, если машину затопило на парковке. Фото: Соцсети
Слой песка, мусора и ила в коллекторах Москвы доходит до полутора метров, а система водостока изношена на 70 процентов
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Недавняя гроза в столице превратила в море разливанное участок Варшавского шоссе и прилегающих улиц. Автомобилисты несколько часов ждали, пока откачают воду и откроют проезд. И такая картина - не редкость во многих городах. Почему чуть ли не каждый дождь оборачивается стихийным бедствием? Мы с фотокором Ларисой Кудрявцевой решили разобраться в этом на примере Москвы. Под зорким оком сотрудников Центра подземных исследований «Остроб» Михаила Савкина и Сергея Добровольского спустились в коллектор ливневой канализации.

Наши провожатые чувствуют себя в столичных коммуникациях словно рыба в воде. Центр «Остроб» существует 19 лет и следит за техническим состоянием коллекторов. Проверяет швы, смотрит уровень наполнения. Заодно исследует культурный слой: находит древние черепки, кирпичи с клеймами. Попадались даже мечи и клады с монетами - золотники, сообщает Михаил по дороге к месту нашей «телепортации» в подземелье.

Колодец - у входа в Кузьминский парк. Облачаемся в рыбацкие сапоги по самую попу, спецовки. Обязательно каска. По скобам спускаемся на пять с половиной метров в темноту. Шум города едва слышен, день ярким пятном застывает вверху. Зябко. Ничем неприятным не пахнет - ливневка отделена от бытовых стоков. Под ногами хлюпает вода. Сначала по щиколотку, потом по колено. Течение ускоряется к концу коридора, до которого мы добредаем. Дальше идет туннель уровнем ниже, туда поток падает с шумом. «Видели следы на потолке? - обращает наше внимание Михаил. - В такие ливни, как был недавно, вода заполняет весь трехметровый проем».

Михаил Савкин и Сергей Добровольский демонстрируют мусор с улиц, который забивает трубы
Михаил Савкин и Сергей Добровольский демонстрируют мусор с улиц, который забивает трубы. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Подтопления бывают каждый год. Почему? Во-первых, отсутствует естественный дренаж. Я имею в виду газоны. Их все чаще закатывают в асфальт, и воде просто некуда уходить, - рассуждает Савкин. - Во-вторых, во многих местах газоны устраивают неправильно. Они должны располагаться ниже уровня тротуара, тогда вода и грязь с пешеходной дорожки будут направляться на траву, которой это не страшно. А когда газон выше уровня тротуара, вся вода с землей и грязью движется на дорожку. С потоком идет скошенная трава, которую «Жилищник» забывает убирать. Она забивает трубы, примыкающие к центральным магистралям. Аварийные службы - я их называю водобойцами - дежурят на пониженных участках дороги и в случае подтопления демонтируют дренажные решетки, чтобы вода сразу уходила в коллекторы.

Идем все дальше.

- На дне коллекторов можно найти все что угодно. Поваленные деревья, бытовой хлам - даже тележки от супермаркетов и покрышки. Рабочие, кладущие плитку, любят сбрасывать в водосточные колодцы упаковку и ненужные осколки. Есть участки, где слой грязи и ила мне по грудь будет, не успевают откачивать, - отмечает высокорослый Михаил.

Сергей Добровольский
Сергей Добровольский. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Москва и дальше будет «плавать»?

- Да, это неизбежно, пока не пройдет полная реконструкция системы водоотведения. Но ее темпы отстают от графика лет на десять, если не больше. Сеть гидротехнических сооружений не рассчитана на расширение города. А сколько незаконных сливов предприятий мы обнаружили. Представляете, какой там объем воды. Коммуникации меняют, но медленно - нельзя же разом перерыть всю Москву.

Тут я припоминаю комплексное благоустройство, когда «разом перерыли» весь центр. Если очень хочется - можно?

- После благоустройства, кстати, часть решеток оказалась на возвышении в несколько сантиметров и фактически была выведена из строя, - уточняет Михаил.

- А что скажете о работе дорожников, которые заделывают сливные решетки асфальтом? У нас у редакции ни одной не осталось.

- По всему городу так. Потому что нет согласованности между коммунальными службами. Сколько раз наблюдал, как работники «Мосводостока» выходят с металлоискателями и пытаются найти под асфальтом сливные решетки или колодцы.

В 1960-х для реки Неглинки построили новый коллектор, так как она постоянно затопляла центр Москвы, а в старом хорошо бы открыть музей
В 1960-х для реки Неглинки построили новый коллектор, так как она постоянно затопляла центр Москвы, а в старом хорошо бы открыть музей

Вой в конце туннеля

Сергей Добровольский рассказывает о задумке, которую пока не получается осуществить. Превратить старый коллектор реки Неглинки в музей. В XIX веке о погружении в покрытый слизью каменный свод под Неглинкой рассказал публицист и писатель Владимир Гиляровский. Сегодня это подземелье заброшено, но сохранились часть старинной набережной и императорская ливневая канализация. В Париже Музей канализации очень популярен.

- Признавайтесь, призраков в подземелье видели? - любопытствую на всякий пожарный, вспомнив вдруг, как еще Юрий Лужков рассказывал о поразивших его белых тараканах-гигантах, встреченных во время реконструкции Большого театра.

- Призраков не видели, тараканов тоже. Есть рыбы, раки, летучие мыши. Крыс нет - им тут есть нечего. Диггер Вадим Михайлов запустил в свое время байку про привидение в районе Чертаново. Там действительно раздавался жуткий вой. Оказалось, над коллектором проходят трамвайные пути, и стук колес по рельсам резонировал с пугающей силой.

Некоторые сооружения пролегают на глубине 15 - 20 метров, и есть опасность скопления углекислого газа. Савкин вспомнил историю, как ему пришлось выводить экскурсантов из тоннеля под Курчатовским институтом. Туда было сброшено много всякой дряни, и люди начали задыхаться. Через первый попавшийся люк выбрались наружу - прямо на территории института. Путешественниками очень заинтересовались службы ФСО и ФСБ. Пришлось заплатить штраф.

Миллиарды на реконструкцию

  • После тропического ливня в Москве на сайте мэра появилось множество сообщений о залитых водой участках. Чертаново, Коломенский проезд, Омская улица, Озерная, Вятская, проезд Русанова, многие другие. Избавить город от уличных потопов власти обещали еще в 2016-м. Предусматривалась замена или установка подземных коллекторов в 119 проблемных зонах. На это выделялись минимум 1,3 млрд руб. Завершить реконструкцию планировали к концу 2017 года.
  • По факту речь шла о гораздо большей сумме. Деньги на это брали из программы «Моя улица». Она была рассчитана на 2015 - 2018 гг. и предполагала бюджетные инвестиции в размере 126 млрд руб. и реконструкцию 4 тыс. улиц.
  • К слову, в том же, 2016-м, поплыли участки, под которыми годом раньше капитально отремонтировали ливневую канализацию. Однако в нее попал строительный мусор во время благоустройства. В 2017 - 2018 годах бюджет предусматривал расходы на водоотведение и реконструкцию сетей в 9,3 млрд и 9,1 млрд руб. соответственно.
  • «С начала 2019 года специалистами ГУП «Мосводосток» проведены работы по реконструкции, развитию и капитальному ремонту дождевой канализации города по 175 адресам. В результате значительно уменьшилось количество проблемных мест, где ранее выявлялись скопления воды», - сообщил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
  • Июньское наводнение этого года «Мосводосток» объяснил «эффектом ванны»: если набрать в нее много воды, она тоже будет медленно уходить. По словам представителей организации, система работала исправно, но осадков было слишком много. Однако еще 29 мая депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева написала на своей странице в соцсети: «Обычный дождь в Москве давно стал для чиновников мэрии аномалией. При принятии бюджета города я много раз поднимала вопрос о неисправной ливневой канализации, которая изношена в Москве, по данным Росстата, на 70 процентов! Но ее не ремонтируют, а сверху укатывают асфальтом да плиткой».
20 июня Варшавское шоссе, проспекты Вернадского и Мичуринский можно было преодолеть только вплавь
20 июня Варшавское шоссе, проспекты Вернадского и Мичуринский можно было преодолеть только вплавь. Фото: Соцсети

Получить компенсацию не получится

Владельцы машин, которые чуть не уплыли на Варшавке, едва ли дождутся компенсации от страховой по системе ОСАГО, считает юрист Андрей Волков. Почитайте условия договора - вряд ли там есть пункт о повреждениях, произошедших в результате природного явления. Более того, водителю скажут, что он сам виноват, раз не оценил дорожную ситуацию и полез в воду. Можно попробовать отсудить компенсацию, если автомобиль находился на парковке. Сфотографировать затопленное авто, вызвать ДПС, эвакуатор, сохранить чек и узнать, на чьем балансе находится двор. Но удастся ли привлечь мэрию в качестве ответчика - большой вопрос.


Кстати

  • Подтопления после дождя - проблема всеобщая. 8 мая чуть не уплыл Нижний Новгород. И.о. мэра Юрий Шалабаев назвал причиной ЧП непрочищенную ливневку. К слову, по опросу в Facebook, жители хотели получить к 800-летию Нижнего, которое отметят в 2021 году, обновленную систему водостоков. Но им предложили построить другие объекты, которые они не просили.
  • В марте 73-летняя пенсионерка утонула в ливневом колодце в подмосковном Одинцове. Горожане сообщают: открытых люков в городе - десятки, в том числе рядом с жилыми домами, где гуляют бабушки и дети.






На эту тему: