Броня крепка: первой легендой танков был бакалейщик

Первый встречный танковый бой в истории состоялся 24 апреля 1918 года и закончился ничьей. Три британских Mark столкнулись с тремя немецкими A7V
Первый встречный танковый бой в истории состоялся 24 апреля 1918 года и закончился ничьей. Три британских Mark столкнулись с тремя немецкими A7V
Французы придумали самый крутой в мире виртуальный танк, а корейцы приняли на вооружение самый дорогой

Изобретателем танка считается Леонардо да Винчи. В 1510 году он нарисовал подробный чертеж покрытой броней машины, которая могла бы действовать на полях сражений автономно. В жизнь его изобретение воплотили только в 1915 году. Получилось совсем не похоже. Но зато уже через четверть века танки стали главным оружием Второй мировой войны. А сегодня компьютерная игра World of Tanks - «Мир танков» считается одной из самых популярных в мире.

К началу 1915 года Первая мировая война окончательно перешла в окопную стадию. Противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулеметами. Любая атака стала равносильна самоубийству. В надежде переломить ситуацию при британском Адмиралтействе был создан Комитет по сухопутным кораблям, где приняли решение о постройке танков. Слово переводится с английского как «бак», что должно было дезинформировать разведку противника.

Mark I впервые был использован против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в битве на Сомме. Из 49 машин на исходные позиции смогли доехать только 32, из них 5 сразу застряло в болоте, а 9 заглохло во время атаки. Тем не менее оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны немцев на 5 км, показав, что новый вид боевой техники имеет большое будущее.

Самым известным танкистом Первой мировой стал бывший бакалейщик Дональд Ричардсон. Его танк по имени «Фрай Бентос» - так называлась марка баночной тушенки -  застрял в воронке во время наступления в районе бельгийской деревушки Пашендейль. Атака англичан захлебнулась, и экипаж «Фрай Бентос» трое суток отстреливался, оставаясь в немецком окружении. Когда передовая сместилась в другое место, танкисты подорвали машину и пробрались к своим.

Mark I - первый в истории танк, принявший участие в боевых действиях.

  • Вооружение: 2×57-мм пушки и  4×8-мм пулемета.
  • Мощность: 105 л.с.
  • Запас хода: 38 км.
  • Скорость: 6 км/ч.
  • Экипаж: 8 человек.
  • Толщина брони: 12 мм.

Русскую инженерную мысль украли шпионы

«Царь-танк»

В 1914 году инженер Николай Лебеденко совместно с основоположником гидро- и аэродинамики Николаем Жуковским представил императору проект колесной боевой машины. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы. Строго говоря, танком она не являлась и вообще не попадает ни в одну классификацию. Впечатленный чудовищной девятиметровой высоты  конструкцией Николай II выделил на проект 210 тыс. руб. из собственных средств.

Фото: Wikipedia.org

9 сентября 1915 года были проведены первые ходовые испытания. Развив скорость 17 км/ч, «Царь-танк» въехал в болото, откуда его не смогли вытащить и бросили ржаветь.

«Вездеход»

18 мая 1915 года мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода Александр Пороховщиков представил комиссии Генштаба быстроходную боевую гусеничную машину для движения по бездорожью. При испытании ее скорость достигала рекордных 25 км/ч, но управляемость оказалось слабой. Пороховщикову дали год на доработку проекта.

Фото: Wikipedia.org

Он сделал корпус водонепроницаемым, из-за чего «Вездеход» смог преодолевать водные преграды. Но самым интересным в разработке были обтекаемая форма корпуса и многослойная конструкция брони, которые начали использовать только десятки лет спустя. В 1916 году чертежи «Вездехода» были украдены, финансирование работ закрыто.


Три танкиста

Курт Книспель

Считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету 168 танков противника. Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту Железного креста, но за нарушение дисциплины так его и не получил.

Курт Книспель
Курт Книспель

Недалеко от Кракова фельдфебель увидел, как надзиратель концлагеря ведет заключенного и по дороге бьет его прикладом винтовки. Книспель потребовал прекратить издевательство, на что надзиратель назвал его заросшим разбойником. Тогда танкист вырвал из его рук винтовку и разбил ее о рельсы. Так же Курта обвиняли в воровстве. Он выкрал из железнодорожного состава дивизии СС «Викинг» вино, шампанское и еду, спрятав все в воздушных фильтрах своего «Тигра».

Танк Курта Книпселя подбили в апреле 1945 года, около чешского города Востиц.

Зиновий Колобанов

Его подвиг вошел в Книгу рекордов Гиннесса. 20 августа 1941 года рота старлея Зиновия Колобанова в течение получаса подожгла 43 немецких танка.

Пять замаскированных танков встретили колонну немцев прицельным огнем. Сразу были остановлены три головных танка, затем огонь перенесли на хвост колонны. Фашисты были лишены возможности маневра и не смогли выйти из-под обстрела. За время боя танк Колобанова «поймал» 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

Зиновий Колобанов
Зиновий Колобанов

В начале 1970-х годов киностудия «Беларусь-фильм» планировала снять о Колобанове фильм, но затем съемочная группа решила, что во время отступления Красной армии в августе 1941 года подобные события не могли иметь место, тяжело травмированный ветеран что-то перепутал, и фильм снят не был.

Крейтон Абрамс

Был самым известным асом союзников. Полковник Крейтон Абрамс отвечал за организацию прорыва в 1944 году от нормандского побережья Франции до реки Мозель. На его счету всего 15 уничтоженных машин. Зато его танк «Громовержец» немцы подбивали шесть раз.

Крейтон Абрамс
Крейтон Абрамс. Фото: Legion-media.ru

После войны Абрамс командовал танковым батальоном, расквартированным в ФРГ. Его подразделения должны были принять на себя удар в случае вторжения Советского Союза в Западную Европу. Абрамс сделал успешную карьеру: получил звание генерала армии,  был назначен начальником штаба армии США и обвинялся в отдаче приказа на несанкционированные бомбардировки Вьетнама. Это в честь него была названа новая серия американских танков - М1 «Абрамс».


«Быстроходный Гейнц» VS «Генерал Фу Дзихуэй»

Теоретик

Родоначальник танкостроения в Германии и танкового рода войск в мире Гейнц Гудериан за идею блицкрига получил прозвище «Быстроходный Гейнц».

В Первую мировую войну он служил радиотелеграфистом. Частенько летал на аэропланах и аэростатах, наблюдая за укреплениями противника. Тогда, при анализе тактики позиционной войны, у Гудериана родился план боевых операций будущего, быстрых и маневренных.

После завершения Первой мировой Гудериан продолжил службу в рейхсвере, где занялся созданием моторизованных соединений, а с приходом к власти нацистов убедил Гитлера в необходимости создания танковых войск. Приняв командование стальным кулаком рейха, он продолжал теоретические разработки в области танковой тактики и стратегии. В 1937 году публикуется его фундаментальное сочинение «Бронетанковые войска и их взаимодействие с другими родами войск» и брошюра «Внимание, танки!».

Гейнц Гудериан
Гейнц Гудериан. Фото: Globallookpress.com

Во время Польской и Французской кампаний Гудериан командовал механизированным корпусом. Успешно применял тактику блицкрига, быстро прорываясь в тыл неприятеля и разоряя его коммуникации.

В боях против Красной Армии летом 1941 года, когда танковые броски имели феноменальный успех, Гитлер решил поменять общий план кампании и вместо продолжения стремительного наступления на Москву отдал приказ идти на Киев. Темп наступления на столицу СССР был потерян, что и стало, по мнению Гудериана, основной причиной срыва операции «Барбаросса». Он открыто винил фюрера: «Мы потерпели горестное поражение... благодаря тупой позиции нашего Верховного командования». В условиях зимы и бездорожья танки значительно потеряли свою ценность.

В итоге генерал-полковника Гудериана отстраняют от командования, обзывают кабинетным теоретиком и переводят на штабную работу в Берлин. 28 марта 1945 года, после очередного спора с Гитлером, его вообще снимают с должности и отправляют в отпуск. Впоследствии эта отставка сыграла танкисту на руку во время Нюрнбергского процесса. Он остался на свободе и умер от цирроза печени.

Практик

Одним из самых успешных командующих советскими танковыми соединениями был Павел Рыбалко. Выходец из многодетной семьи, он окончил трехлетнюю церковно-приходскую школу и в 13 лет пошел работать.

В 1917 году Рыбалко поступил добровольцем в Красную гвардию. Командовал боевой группой уездной ЧК. После Гражданской войны остался в РККА, окончив Академию имени Фрунзе, служил в ГРУ. Долгое время в качестве военного атташе при правительстве Чан Кайши работал Китае, где носил чин «русский генерал китайской службы». Местные жители называли его «генерал Фу Дзнхуэй».

С началом войны Рыбалко шлет в ставку рапорт за рапортом, просит отправить его на фронт. Наконец, в июле 1942 года генералу-майору Рыбалко поручено командование 5-й танковой армией.

Павел Рыбалко
Павел Рыбалко. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Неожиданно у кадрового разведчика проявился  полководческий талант. Он внимательно изучил труды Гудериана, проанализировал опыт применения танковых соединений немцами и перестроил всю принятую ранее тактику боя. Рыбалко обратил внимание на то, что крупные танковые соединения Красной Армии в ходе сражений часто дробятся, растаскиваются для решения попутных задач. На Курской дуге летом 1943 года командарм настоял на вводе его танковой армии не отдельными частями, а всем составом сразу. Это решение позволило взломать эшелонированную оборону противника и выйти на оперативный простор.

Ему же принадлежит идея психических атак при прорыве обороны противника.  На укрепленные позиции гитлеровцев его танки двигались ночью, с включенными фарами, в сопровождении грузовиков, оснащенных мощными прожекторами и жутко воющими сиренами. Кстати, сам Павел Семенович ходил в атаку на «виллисе»: не мог забраться в танк из-за ранений.

Летом 1944 года армия Рыбалко сорвала планы гитлеровцев по минированию и превращению в руины Львова. В благодарность одна из улиц города была названа его именем, но в независимой Украине националисты объявили украинца Рыбалко «оккупантом». Улицу переименовали в Симона Петлюры.


Выбор компьютерных игроков не совпал с мнением военных ведомств

Разработанная белорусскими программистами культовая компьютерная игра World of Tanks несколько раз попадала в Книгу рекордов Гиннесса за массовость. В нее играет около 200 млн человек, каждый из которых является командиром виртуального танкового экипажа. Технические характеристики и боевые возможности танков в игре полностью повторяют реальные.

Выбор сетевых хомячков - Batignolles-Châtillon 25t
Выбор сетевых хомячков - Batignolles-Châtillon 25t

Так вот, самым результативным и лучшим танком онлайн танкисты считают французский Bat.-Châtillon 25 t. Он должен был стать основным танком в вооруженных силах Франции, но в 1955 году проект закрыли как неперспективный.

Примечательно, что первое место среди тяжелых танков в игре занимает советский ИС-7. В реальной жизни он тоже не прошел испытания и на вооружение принят не был.


Hyundai на страже родины

Южнокорейский танк K2 «Черная пантера» считается самым дорогим в мире из реально принятых на вооружение. Машина стоит $9 млн за штуку. Компания-производитель Hyundai Rotem нашпиговала ее настолько навороченной электроникой, что инициатива трех членов экипажа сводится в бою практически к нулю. Танк воюет сам.

При весе в 55 тонн и мощности двигателя 1500 л.с. «Черная пантера» развивает скорость 70 км/ч
При весе в 55 тонн и мощности двигателя 1500 л.с. «Черная пантера» развивает скорость 70 км/ч

Его основное вооружение составляет скорострельная 120-мм пушка, способная производить до 15 выстрелов в минуту, два пулемета калибра 7,62-мм и 12,7-мм, а также ПТУР «KSTAM».


Только факты

  • Самым массовым танком в мире считается советский Т-54. С 1945 по 1979 год с заводских конвейеров сошло около 100 тыс. машин.
  • В 1936 году капитан Евгений Кульчицкий, прыгнув на танке БТ-7 с трамплина, пролетел 42 м. Рекорд не побит до сих пор.

Читайте также: