Игры на выживание: какие Олимпиады обернулись финансовой катастрофой

Олимпиада
Фото: Michael Wedermann/Pixabay
Олимпийские игры – всегда праздник и всегда огромные затраты для принимающих стран. И тем не менее, за право проведения главного спортивного события в мире регулярно идет борьба. Так какие Олимпиады стали самыми затратными в истории, какие обернулись банкротством и на чем вообще зарабатывает страна, удостоившаяся честь выступить организатором?

Накануне в Пекине завершились Олимпийские игры 2022 года, которые привлекли к себе массу внимания публики. И дело не только в череде скандальных ситуаций, произошедших, в частности, с российскими фигуристками, но и в суммах, которые были затрачены на подготовку к событию.

В отличие от многих стран, принимавших Олимпиаду раньше, Китаю удалось сэкономить. Поскольку тут уже проводились игры 2007 года, то часть имеющихся объектов уже была построена и можно было использовать их. Однако даже при этом заявленный бюджет представлял собой внушительную цифру – 3,9 млрд долларов. На эти деньги переоборудовали комплекс «Водяной куб», построили огромное количество отелей и крупный медиацентр.

Впрочем, Олимпиада в Пекине оказалась далеко не самой дорогой в истории. Так, на проведение игр в Лондоне в 2012 году потребовалось больше 13 млрд долларов, а Сочи-2014 обошлись примерно в 40 млрд долларов.

Конечно, столь крупное событие становится точкой роста для любой страны. Речь идет в первую очередь об инфраструктуре, которая в скором темпе начинает развиваться и затем служит жителям. А вот вопрос окупаемости оказывается куда сложнее.

Принимающая страна, конечно, зарабатывает на бешеном наплыве туристов. Общий доход формируется от продаж билетов, прав на трансляции, спонсорских вложений и продаж различной околоспортивной продукции. Итоговые цифры достигают сотен миллионов долларов, но, как показывает практика, этого оказывается недостаточно, чтобы выйти в плюс.

К тому же, как замечает публика, одной из самых главных статей доходов событие лишено. Так, многие болельщики задаются вопросом: почему на самой Олимпиаде нет рекламы? Например, на пресс-волах или на бортах в хоккее – хотя это могло бы приносить астрономические суммы.

Как оказалось, на Олимпийских играх действует так называемая политика Clean Venue, установленная МОК (Международным олимпийским комитетом). Согласно ей, вся реклама внутри олимпийского периметра находится под запретом.

Таким образом, для многих стран Олимпиада заканчивается банкротством. Это началось еще в 1976 году в Монреале, где для организации были набраны долги на 2,8 млрд долларов, по которым власти расплачивались еще 30 лет. В подобную ситуацию в 1988 году попал Сеул, в 1992-м – Барселона, в 1998-м – Нагано, в 2000-м – Сидней. Потом дефициты бюджетов и вовсе начали поражать.

Исключением стали Игры 1984 года в Лос-Анджелесе – на них организаторам удалось хорошо заработать, но исключительно потому городская инфраструктура во многом уже была готова встречать гостей еще задолго до самого события.

Что касается Сочи-2014, то по данным МОК, эта Олимпиада принесла 53,15 млн долларов операционной прибыли. Впрочем, поговаривают, что на самом деле сумма затрат на организацию заметно превышала объявленный 41 млрд…