Пять плачевных выводов о сборной России после игр с Бразилией и Францией
В России нет хороших защитников
Центр защиты — самое слабое место сборной России. Можно списывать все на травмы Виктора Васина и Георгия Джикии, но далеко не факт, что они сыграли бы лучше. Конечно, для выхода из группы нам надо будет обыгрывать Саудовскую Аравию и Египет, а там уровень индивидуального мастерства совсем не такой, как у Франции и Бразилии. Но у Египта как минимум есть Салах. И если Мбаппе легко и непринужденно трижды за игру обыгрывает Нойштедтера один в один, то и против главной египетской звезды у него шансов выстоять практически нет.
Не лучше Нойштедтера выглядели и другие центральные защитники — Кутепов, Кудряшов, Гранат. В чемпионате России они не сталкиваются со столь техничными игроками, как Мбаппе, Жезус, Коутиньо, поэтому понятия не имеют, как действовать с ними. Простейших финтов хватает для обыгрыша один в один, не говоря уже о том, что наши центральные защитники не имеют опыта игры на таких скоростях. И это при том, что на Бразилия, ни Франция явно не работали на максимуме возможностей.
Наши не умеют делать искусственный оффсайд
Сборная России пыталась обороняться высоко, однако это приносило нам одни проблемы. Когда-то при Леониде Слуцком такая тактика давала свои плоды — сыгранная линия защиты, состоявшая из сокомандников-армейцев, умело создавала искусственные оффсайды.
У Черчесова заставить защиту работать так же не получается. То ли не хватает сыгранности, то ли защитники не дорабатывают индивидуально, но кто-то из них постоянно забывает выйти из обороны, в результате чего соперник застает нас врасплох передачами за спину.
Похоже, единственный верный путь — отказаться от попыток создать искусственный оффсайд и защищаться низко, большими силами.
Внимание на мяче, а не на сопернике
Еще одна проблема, которая повторяется из раза в раз — концентрация на мяче, из-за которой вся команда сбегается к одну из флангов. И Бразилия, и Франция умело пользовались этой потерей внимания, резко переводя игру на противоположный фланг и заставая россиян врасплох.
Про подобную потерю концентрации и необходимость работать по сопернику, а не по мячу, эксперты говорили еще в прошлом году, ведь именно из-за таких ошибок (наряду с плохими индивидуальными действиями) мы и пропускаем так много — по три от Бразилии, Франции, Испании, Бельгии, четыре от Коста-Рики, по два от таких середняков, как Южная Корея, Катар и Кот-д'Ивуара.
У России некому забивать
Забивает в нынешней сборной России только Смолов. Однако Федор — игрок, нуждающийся в поддержке, он хорошо открывается, ищет свободные зоны и ждет выверенной передачи от партнеров, но сам создавать для себя моменты Смолов пока не научился. Так что если сопернику удается подавить активность средней линии, Смолов оказывается абсолютно бесполезен.
В атаке есть еще Заболотный, которого активно пытается наигрывать Черчесов, но у того пока не получается ровным счетом ничего. Единственный свой гол в сборной Заболотный забил даже не сборной, а клубу — московскому «Динамо», с которым российская команда играла разве что для поднятия морального духа.
В конце прошлого года забивать удавалось и Миранчуку — на его счету голы Испании, Южной Корее и все тому же «Динамо». Вот только в матчах с бразильцами и французами Миранчука было не видно и не слышно. То ли форма не та, то ли против более сильной линии обороны приемчики железнодорожника не действуют.
У Черчесова нет четкого плана
Наконец, самое обидное — осознавать, что до чемпионата мира осталось всего два месяца, а у главного тренера сборной России нет четкого плана, как играть с теми или иными командами. Бразилия и Франция — команды примерно одного уровня, очень высокого уровня. И даже поражение французов трехдневной давности от Колумбии 2:3 не меняет этого расклада. Однако на Бразилию Черчесов выставляет пять защитников, на Францию — всего трех. По ходу матча с Францией команда перестраивается на схему 4-4-2, и не успев привыкнуть к перестроению, пропускает гол.
Кроме того, вызывает вопросы столь сильная ротация состава. В то время как большинство сборных, которым предстоит играть на ЧМ, наигрывают связки, уже имея определенный костяк, Черчесов выставляет на два последних контрольных матча две совершенно разные линии обороны. Желание попробовать в деле всех и сделать выбор по результатам проверки боем — это, конечно, справедливо, но хотелось бы, чтобы за два месяца до турнира команда находилась на ином уровне готовности.