Как придумали самые оригинальные названия советских автомобилей

Фото: wikipedia.org

Как «Чайка» подколола «Волгу» и что оскорбительного в слове «Жигули»

Происхождение названий большинства мировых автомобильных марок и моделей довольно банальное — для брендов это чаще всего фамилия основателя, а для моделей — порядковый номер или просто красивое слово. Но у нас все по-другому — в СССР, да и в России за большинством названий культовых автомобилей стоит какая-то история…

Чайка

Фото: wikipedia.org

Легендарная «Чайка» - самый роскошный автомобиль в истории Советского Союза, на нем катались в основном партийные деятели, поэтому название должно было соответствовать их высокому рангу.

Главный художник-конструктор «Чайки» Борис Лебедев обосновывал происхождение названия так: оно должно было отражать то, что будущий автомобиль станет классом выше всех выпускавшихся на Горьковском автозаводе ранее. Самым знаменитым автомобилем, выпускаемым ГАЗом на тот момент была «Волга», а раз есть «Волга», то над ней должна парить «Чайка».

Победа

Фото: wikipedia.org

Вокруг появления названия автомобиля «Победа» ходит много легенд, и самая красивая из них говорит, что изначально машина должна была называться «Родина», вот только после вопроса Сталина «И сколько Родина будет стоить?» от названия отказались. В итоге назвали «Победой» - уж цену Победы то Сталин точно знал.

Но есть и более прагматичная версия: разработка автомобиля закончилась аккурат к концу Великой Отечественной войны, а на суд Сталину первый экземпляр культового автомобиля представили 19 июня 1945 года — за пять дней до парада Победы. Отсюда и возникло название — вслед за победой в войне последовала еще и «Победа» отечественного автопрома.

Нива

Фото: wikipedia.org

«Нива» - самый популярный из отечественных автомобилей за рубежом. Иностранцы обожают его за повышенную проходимость и неубиваемость, и логично было бы предположить, что название восходит к прямому значению слова «Нива», которое означает засеянное поле. Действительно, «Нива» идеально подходит для того, чтобы рассекать по полям и бездорожью, но имя внедорожника появилось куда прозаичней.

На самом деле НИВА — это аббревиатура, в которой зашифрованы первые буквы имен детей двух главных создателей автомобиля. «НИ» — это Наташа и Ира, дочери начальника конструкторского бюро Петра Прусова, а «ВА» — Вадим и Антон, сыновья первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева.

Лада

Фото: wikipedia.org

Появившийся в середине 60-х Волжский автозавод долго искал название для своих автомобилей. Среди вариантов были и «Катюша», и «Аврора», и даже «ВИЛ» (Владимир Ильич Ленин), но в итоге всем этим красивым вариантам сотрудники предпочли слово «Жигули» - так назывались невысокие горы в излучине Волги неподалеку от Тольятти.

Название приглянулось советским гражданам и быстро вошло в обиход, но уже через пять лет завод столкнулся с серьезной проблемой — оно совершенно не подходило для экспорта в капиталистические страны. В Финляндии, на которой Союз намеревался опробовать экспорт автомобиля, нет ни звука «Ж», ни звука «Г», а потому для финнов это название звучало как «Сипули», что на их языке означает «лук». Еще хуже дело обстояло с Европой, где слово «Жигули» ассоциировалось с обидным словом «жигало».

В связи с этим в 1973 году компания стала искать другое название для экспорта и остановилась на красивом и нейтральном слове «Лада», производным от слова «ладья» - именно ее и сделали логотипом автомобиля. Тем не менее в Союзе, а после и в России автомобили в течение многих лет звали не иначе как «Жигули», и только в последнее десятилетие оно постепенно уступило место официальному имени.

Priora

Фото: wikipedia.org

С последующими моделями специалисты «АвтоВАЗа» больше не повторяли своей ошибки и выбирали названия, которые были понятны бы во всем мире. Так, ровно десять лет назад для нового автомобиля марки было выбрано название Priora. В католическом мире приор — это настоятель небольшого монастыря и второе по рангу лицо после великого магистра должностное лицо в духовно-рыцарских орденах. Это звание восходит к латинскому слову prior, означающему «первый», «старший».

Такое название говорило о том, что новый автомобиль — флагман марки, лучший автомобиль «АвтоВАЗа». Причем не зря было выбрано название, понятное католикам — российская марка рассчитывала на успех автомобиля за рубежом, в Европе. Однако на деле Priora обрела успех совсем в другом регионе — на Кавказе.