Почему новые дорожные знаки не приживутся в России

ФОТО: РОССТАНДАРТ
«Жестяной винегрет» - так в сети прозвали новые дорожные знаки, введенные в России. Объясняем, в чем их проблема и почему многие из них никогда не появятся на дорогах.

В конце прошлого года в России вступил в силу предварительный национальный стандарт, разрешающий установку почти 80 новых дорожных знаков. Стандарт рассчитан на три года — до 1 ноября 2020 года. Если новые знаки признают нужными, то соответствующие изменения внесут в ГОСТ.

Уже здесь начинаются первые проблемы новых дорожных знаков — по сути их нельзя использовать. Дело в том, что главный документ, которому подчиняются водители и пешеходы — это Правила дорожного движения. Именно его все учат в автошколах, именно за его нарушение предусматриваются штрафы и так далее. И пока ПДД не приведут в соответствие с предварительным национальным стандартом, следовать этому стандарту нельзя.

Вот представьте, что региональные власти повесили на светофоре один из новых знаков — зеленую стрелку с надписью «Уступи всем и можно направо».

Следуя знаку, водитель повернет направо на красный сигнал светофора и будет остановлен хитрым гаишником. Гаишник, как и водитель, не подчиняется правилам региональных властей, его закон — это ПДД, а в ПДД такого знака нет. Получается, что вы схлопотаете нехилый штраф просто за то, что следовали указаниям знаков.

Когда Правила дорожного движения скорректируют и собираются ли их вообще корректировать, никому не известно. Но это далеко не единственная проблема новых знаков...

Зачем так много?

В европейских странах действует всего 70-80 дорожных знаков, в США чуть больше сотни (учитывая, что некоторые из них предусмотрены только для отдельных штатов), в России же и так больше 300 существующих знаков, так к ним прибавляют еще почти 80 новых. Бедные ученики автошкол!

Вы только сравните: вот один из оживленнейших перекрестков в самом центре Берлина. Перед перекрестком установлен всего один знак: «Главная дорога». Все остальное и без знаков интуитивно понятно и дополнено разметкой.

А вот перекресток в центре Москвы — попробуй сориентируйся в этом море знаков.

Даже многие из уже существующих знаков критикуют и называют излишними, чего уж говорить о новых. К примеру, знак запрета выезда на перекресток в случае затора. Такой запрет существует давно, за него даже имеется отдельный штраф в тысячу рублей. Недавно, чтобы напомнить об этом запрете, перекрестки еще и вафельной разметкой покрывать начали. Так зачем перед перекрестком, покрытым вафельной разметкой, устанавливать еще и дублирующие ее знаки? Вроде бы лишнее напоминание не повредит, но чем больше на перекрестке знаков, тем сложнее водителю в них разобраться, и тем больше вероятность, что он упустит нечто действительно важное, спрятанное в дебрях бесполезных напоминаний.

Таких избыточных знаков в предварительном национальном стандарте довольно много — это и знаки, указывающие, что при перестроении в соседнюю полосу нужно уступить дорогу; и два дополнительных знака, предупреждающих водителя о диагональном пешеходном переходе; и знаки «Движение в обратном направлении». Все эти предупреждения либо вообще не нужны водителю, либо очевидны на интуитивном уровне, поэтому новые знаки будут просто засорять пространство.

Не знаки, а ребусы

Еще одна проблема новых знаков — это их сложность для восприятия. Мало того, что водителю приходится отслеживать множество ненужных знаков, так к этому прибавляется еще и задача разобраться в том, что же на этих знаках изображено. А это подчас бывает весьма непросто.

Только представьте, что вам за рулем на ходу придется разбираться в хитросплетениях вот этих знаков, усеянных кучей мелких элементов. «Засмотрелся на знаки», - будет вполне веским оправданием множества аварий.

Не стоит забывать, что новые знаки носят экспериментальный характер. Их пока не будут преподавать в автошколах, и большинство водителей впервые узнают об их существовании, только встретив их на дороге. В связи с этим знаки должны быть интуитивно понятны с первого взгляда. Но кто из вас сможет сообразить, если точно не знает, что означает вот этот знак?

Что это? Шар для боулинга? На самом деле эта табличка означает «Переход для глухих», только непонятно, чем этот странный ребус лучше, чем существующая сейчас табличка с простой и понятной каждому надписью «Глухие».

При внимательном изучении набора новых знаков создается впечатление, что у авторов инициативы стояла задача просто сделать документ как можно толще. Многие из новшеств действительно полезны, но большая часть знаков совершенно точно в России не приживутся.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


5 знаков зодиака, которым Павел и Тамара Глоба предрекли грандиозные перемены в июне
В России появится новый знак на дорогах