Как самые страшные ядерные испытания сказались на людях и Планете

То самое облако над атоллами. wikimedia / United States Department of Energy
То самое облако над атоллами. wikimedia / United States Department of Energy
Официальные данные об этих событиях были засекречены

Борьба с применением атомных технологий в военном деле не утихает ни на день. Противники смертоносных боеголовок добились многого: запрещены испытания в атмосфере, под водой и в космосе, да и в целом со времен холодной войны число ядерных взрывов заметно снизилось.

В отличие от любого другого известного оружия, ядерное, во-первых, не выбирает жертв, а во-вторых, продолжает действовать годы и десятилетия после своего применения. Каждый из людей до сих пор получает примерно 7–10 микрозиверт облучения в год только из-за последствий ядерных испытаний, в основном через пищу. Это абсолютно безопасная для здоровья доза, но она именно «средняя по больнице». Для тех же, кто оказывался близко к районам взрывов, больница часто переставала быть образом и становилась реальностью.

Особенно яростными сторонниками небезопасных испытаний оказались, как ни странно, не американцы, а французы: они проводили их вплоть до конца 1990-х годов, тогда как Москва и Вашингтон осознали содеянное почти десятилетием раньше. Но наиболее серьезные последствия взрывов были у держав-ядерных гигантов. Следует учитывать, что все реальные данные об этих событиях засекречены, а власти соответствующих стран опубликовали огромное количество дезинформации, чтобы скрыть подлинное положение вещей. Поэтому точную картину произошедшего составить сложно – и возможно, что все было гораздо серьезней, чем представляется нам сегодня.

Китай

Ученые полагают, что самые грязные из всех испытаний ядерного оружия в атмосфере проводил Китай на полигоне Лоб-Нор (западная, малонаселенная часть страны) начиная с 50-х годов ХХ века. Есть данные, что число жертв 46 взрывов, осуществленных за 32 года, составляет не менее 190 тысяч человек. Все проходило в обстановке строжайшей секретности, власти тщательно скрывали и до сих пор скрывают и последствия. Подробная информация по конкретным испытаниям так и не стала достоянием мировой общественности.

Маршалловы острова

Маршалловы острова, безлюдный атолл Бикини (местных аборигенов оттуда выгнали), 1954 год. Термоядерная бомба Castle Bravo, 15 мегатонн. Американцы отказались переносить испытания, несмотря на сильный устойчивый ветер, который дул в сторону нескольких населенных островов. Результат катастрофический: огромное радиоактивное облако 100 на 600 км накрыло ближайшие атоллы, активность заражения в первые минуты составляла до 1,5 зиверта в час: это полторы тысячи относительно безопасных годовых максимумов.

В зону поражения попало около тысячи рыболовных судов. Больше всего не повезло японскому «Фукурю-Мару», где рыбаки получили по 3 зиверта (примерно 300 рентген) – ни один из них не избежал лучевой болезни. Через 14 лет после испытаний американцы объявили атоллы чистыми: увы, среди вернувшихся жителей очень быстро стали распространяться раковые заболевания. Суммарно от прямых последствий взрыва погибло не менее 840 человек – в основном их жизни унес рак, вызванный лучевой болезнью.

Взрыв на Тоцком полигоне, 1954 год. wikimedia
Взрыв на Тоцком полигоне, 1954 год. wikimedia

СССР

Тоцкий полигон под Оренбургом, 1954 год. 40 килотонн в атмосфере, на высоте 350 метров, взорвались в присутствии примерно 45 тысяч военнослужащих, размещенных в радиусе 8 км от эпицентра. Основная форма защиты солдат – противогаз. Маневры совершались, по одним данным, уже через несколько часов после взрыва через его эпицентр, по другим – все же в некотором отдалении от него. Вторую версию эксперты считают более вероятной – нахождение тысяч солдат без защиты в точке взрыва привело бы к их смерти в течении одного-двух ближайших лет.

Впрочем, солдаты и местные жители и так хлебнули горя. Лучевую болезнь тогда никому не диагностировали, официальной статистики по онкологии тоже нет. Когда тема взрыва на Тоцком полигоне была запретной, ветераны попытались получить особый статус, приравненный, например, к «чернобыльцам» – тщетно. Тогда же появились данные о том, что из 10 тысяч жителей окрестных сел более 3 тысяч скончались от онкологических заболеваний.

Взрыв бомбы с ласковым названием Smoky («Дымок»). wikimedia / National Nuclear Security Administration
Взрыв бомбы с ласковым названием Smoky («Дымок»). wikimedia / National Nuclear Security Administration

США

США, пустыня Невада, операция Plumbbob, учения Desert Rock, 1957 год. 29 ядерных взрывов в атмосфере за четыре с половиной месяца. Полной статистики нет, но известно, что из 16 тысяч ученых и военных, присутствовавших при взрыве бомбы Smoky 31 августа, через 23 года лейкемия была диагностирована у 3224 человек. Кроме того, в те годы у американских обывателей была привычка приезжать на взрывы, как на пикники, наблюдая это действительно яркое зрелище «с безопасного расстояния», которым считались 20–30 километров. В США, в отличие от Советского Союза, опасность радиоактивных веществ в принципе сознательно занижалась в прессе: нести моральную и, тем более, материальную ответственность за варварскую бомбардировку Японии властям не хотелось.

Конечно, можно сказать, что суммарные последствия всех этих сотен управляемых ядерных испытаний в атмосфере были менее болезненными, чем влияние пяти крупнейших аварий на мирных производствах (перечислены по возрастанию ущерба): комплекс «Селлафилд» 1957 года (Великобритания), АЭС «Тримайл-Айленд» 1979 года (Пенсильвания, США), ПО «Маяк» 1957 года (Челябинская обл., СССР), АЭС «Фукусима-1» 2011 года (Япония), Чернобыльская АЭС 1986 года (Украина, СССР). Но одно дело – трагическое стечение обстоятельств, другое – злая воля людей. Тем более что порой явно можно было усмотреть желание определенных лиц проверить на собственных солдатах влияние ядерного взрыва на человеческий организм.

Сейчас единственный разрешенный вид ядерных испытаний – подземные. Ничего хорошего от них ждать не приходится, но масштаб воздействия на окружающую среду здесь, конечно, меньше, чем в атмосфере. При этом все новые и новые страны, главным образом азиатские, рвутся в «ядерный клуб», так что точку в трагической истории испытаний ставить рано.






Маргарита Симоньян: «Мы вернемся в 93-й год — с проводными телефонами. Чудесно же жили!»
Конгресс запретит ядерные испытания в США