DRIVE

Что сейчас стало с легендарной «Чайкой» советского правительства

Шансонье и коллекционер раритетных автомобилей Валерий Курас показывает и рассказывает, как к нему попала легендарная «Чайка» министра иностранных дел СССР Андрея Громыко.

ГАЗ-13 «Чайка» — один из культовых автомобилей советской эпохи. Его начали производить в 1959 году и выпускали более 20 лет, что даже по нынешних меркам является верхом долгожительства.

— В свое время это была машина почти самого высокого ранга. Автомобиль правительственного класса — так их тогда называли, — рассказывает владелец автомобиля Валерий Курас. — Для самых первых лиц был ЗИЛ. Хотя одно время была и «Чайка». Хрущев ездил на «Чайке», причем ровно на такой же.

Помимо первых лиц государства «Чайки» могли получить только личности, совершившие для страны нечто экстраординарное. Так, одна из «Чаек» досталась первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, как только она вернулась из полета. Как правило, ГАЗ-13 был черного цвета, но один экземпляр специально для Терешковой сделали белой.

Сейчас найти «Чайку», которая была бы на ходу — задача не из легких. Одна из таких машин стоит в гараже Валерия Кураса.

— Это машина 1971 года выпуска. Она работала в МИДе. Министр иностранных дел Советского Союза Андрей Андреевич Громыко ездил на этой машине в командировки. У него была одна машина, на которой он ездил в Москве, а эту возили с ним в самолете на переговоры за границу, - рассказывает владелец.

По нынешним меркам автомобиль выглядит как настоящий лимузин — на заднем сидении свободного пространства так много, что можно полностью вытянуть ноги. В случае необходимости это свободное пространство занимают два дополнительных сидения, на которых, по словам Кураса, ездили телохранители Громыко.

После того как «Чайка» отслужила свое в МИДе, машину забросило в Свердловский военный округ, где ее окончательно добили. В итоге легендарный автомобиль, который сейчас является раритетом и стоит огромных денег, оказался в плачевном состоянии.

— Когда я нашел этот автомобиль, он был буквально на огороде, вросшим в землю. Какие-то детали были в сарае. Я купил его в 1996 году и еще 10 лет занимался реставрацией. Пришлось купить еще одну разобранную машину без документов, потому что далеко не все запчасти доступны, с ними все очень сложно, - рассказывает шансонье.

Тем не менее сейчас автомобиль выглядит как новенький и ничто не напоминает о его тяжелой судьбе.