ЭКОНОМИКА

Новый русский лоукостер: реальность или афера?

Фото Виктора ГУСЕЙНОВА/«Комсомольская правда»

Почему в самой большой стране мира с очень небогатым населением до сих пор нет - и в обозримом будущем не будет - лоукостеров на рынке авиаперевозок.

На рынок воздушных перевозок в России может прийти новая бюджетная авиакомпания (она же лоукостер): переговоры на эту тему ведутся с целым рядом зарубежных партнеров.

Это было бы отличной новостью, если бы не два "но": во-первых, в России нет даже "старых" лоукостеров, поэтому  говорить о "новом" нельзя; а во-вторых, анонсированный авиаперевозчик, кажется, создаётся отнюдь не в целях снижения стоимости перелётов для россиян.

Лоукостер, которого мы заслужили

Единственный лоукостер на рынке российских авиаперевозок - компания «Победа». Что она из себя представляет?

Это авиакомпания, целью создания которой (точнее, ее предшественника «Добролета») было внесение целого ряда изменений в законодательство страны. Под предлогом снижения стоимости перевозок «Аэрофлот» пролоббировал целый набор выгодных для себя поправок, в том числе главную – введение системы невозвратных билетов.

Благодаря этому средняя стоимость билета с правом полного возврата (еще три года назад такими были все авиабилеты) выросла в среднем в два раза. Все бюджетные тарифы исключают факт компенсации гражданину за отказ от поездки.

Учитывая, что люди предпочитают покупать авиабилеты заранее (так дешевле), вероятность изменения их планов довольно высока. Это, конечно, неудобно для авиакомпании – и теперь проблема переложена на плечи покупателей.

ДЛЯ СПРАВКИ: Только за первые полгода действия нового закона «Аэрофлот» – отнюдь не лоукостер – продал 6,16 млн невозвратных билетов и лишь 3,7 млн – возвратных.

А что же «Победа», ради которой все затевалось? Да, она провела несколько потрясающих распродаж билетов по 999 и даже 99 рублей со всеми сборами, спасибо ей огромное за это: тысячи россиян смогли позволить себе вообще впервые в жизни подняться в небо. Но подобные акции оказались лишь рекламным ходом, призванным закрепить в сознании россиян «Победа» – это дешево! На данный же момент «лоукостер» действительно имеет самый низкий средний прайс в России, однако его ценовое преимущество обычно составляет 10–15%, что с лихвой компенсируется с неудобствами в виде невозможности взять ручную кладь в салон; а во «Внуково», базовом аэропорте компании, ожидание выдачи багажа может занимать до часа времени, летом порой и больше.

К тому же поведение сотрудников авиакомпании – в сочетании, конечно, с экзотичностью ее правил и нежеланием большинства пассажиров эти правила читать – сделало «Победу» символом хамства и дурного вкуса в русском небе. Признаться, что ты летаешь «Победой» – примерно то же, что приехать на серьезную встречу на «Жигулях»: вроде и не стыдно, и даже патриотично, но определенное мнение о тебе сложится.

КСТАТИ: Руководство «Победы» заявляет о том, что у авиакомпании самая низкая себестоимость кресло-километра в мире – убедительных доказательств этого факта найти не удалось. Кроме того, есть большая разница между себестоимостью для перевозчика и стоимостью для пассажира.

Не первая попытка

Около года назад компания «Нордавиа» тоже заявляла о намерении стать лоукостером. Она наняла бывшего директора «Авиановы» и «Добролета» Владимира Горбунова, отменила бизнес-класс в девяти своих "Боингах", разработала единую маршрутную сеть с авиакомпанией Red Wings и… передумала. Прав оказался вице-премьер Аркадий Дворкович, который сказал, что «рынок такой, какой он есть. Если кто-то увидит, что есть ниша, то придет. Раз пока не пришел, значит, ниши нет».

Какую же нишу увидели создатели нового лоукостера сейчас? Оказывается, региональные перевозки. С эпицентром в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург). Лоукостеры Air Asia, Wizz Air и Pegasus ведут переговоры с неназванными российскими инвесторами, которые также планирует привлечь к проекту Российский фонд прямых инвестиций.

Здесь надо пояснить: региональные перевозки – это те, которые не имеют начальным, промежуточным или конечным пунктом Москву. И они в России находятся на грани умирания. Для сравнения: из Сан-Диего (тоже находится на юго-западной окраине своего государства и тоже является городом-миллионником)  регулярные рейсы летают почти в 40 (!) городов США; а из Воронежа – только в Москву и Санкт-Петербург. Плюс сезонные рейсы в Екатеринбург, Сочи, Симферополь. При этом стоимость билетов у нас и у них почти равна - при несопоставимой разнице в доходах населения.

В общем, романтическая идея инвесторов развивать региональные авиаперевозки  должна всячески приветствоваться - как и любое начинание, не связанное с московским регионом. «Это позволило бы развивать маршрутную сеть в регионах, минуя Москву, и удовлетворять местный спрос на дешевые авиаперевозки, которые пока предлагаются в очень ограниченном объеме», – рассказали источники «Коммерсанта».

Однако интересно сопоставить эту новость с другой, появившейся в середине мая: Пулково ищет лоукостеров для возобновления активного сообщения с Европой, резко сократившегося после обвала рубля в конце 2014 года. После ухода ряда авиакомпаний петербуржцы стали игнорировать Пулково, добираясь до аэропортов Финляндии или Эстонии наземным транспортом.

Пулковская интрига

Возникает вопрос: а не является ли пулковский лоукост-проект  попыткой легитимизировать свои частные нужды? И, организовав для приличия несколько рейсов внутри страны, создать мощный лоукостер для европейского туризма? В самом деле, чем Петербург хуже Таллина или Хельсинки, из которых легко улететь куда угодно за очень скромные деньги? Ничего плохого в этом нет, но прикрываться больной для России проблемой – как минимум некрасиво. Уже в силу своего географического положения Петербург – это худший город для создания реального регионального перевозчика, поскольку из него любая дорога в «остальную Россию» все равно будет проходить через Москву.

России нужен лоукостер с базой в Новосибирске или хотя бы Екатеринбурге, который сможет попарно связать между собой как минимум города-миллионники. Нам возразят, что спрос на направление Волгоград–Новосибирск крайне мал, но ведь спроса нет как раз потому, что все уже привыкли к  москвоцентричной логистике: либо через столицу - либо никак. Наверняка грамотные логисты смогут построить сетку региональных перелетов так, чтобы самолеты не простаивали, а кресла в лайнерах не пустовали.

* * *

Грустный парадокс напоследок. Сейчас билеты из Екатеринбурга в Новосибирск на одни и те же даты стоят вдвое дороже, чем из Москвы в Екатеринбург (расстояние почти одинаковое) и немного дороже, чем из Москвы в Новосибирск. Кто представляет себе карту России, тот поймет: пора что-то менять.