Птицы киви эволюционируют к полной слепоте

Фото: pixabay
Орнитологи обследовали птиц из заповедного леса и поняли, что почти треть из них имеет нарушенное зрение, а несколько процентов и вовсе лишились глаз

Новозеландские ученые обнаружили, что птицы киви, обитающие в заповедном лесу Окарито, постепенно утрачивают зрение. Виной тому оказалось не распространение заболевания или плохая экология, а естественный эволюционный процесс: глаза оказались ненужной роскошью для ночных обитателей тропического леса.

Свои выводы исследователи опубликовали в журнале BMC Biology. Орнитологами были обследованы 160 птиц вида Apteryx rowi, общая численность которого насчитывает всего несколько сотен особей. В ходе исследования выяснилось, что более чем у 50 птиц имеются проблемы со зрением, а трое киви и вовсе оказались слепыми. При этом незрячие особи совершенно не выглядели больными или истощенными, их вес соответствовал норме. Из этого ученые сделали вывод, что потеря зрения не ухудшила возможности птиц по поиску еды.

Ученые отметили, что в норме зрение птиц заметно лучше, чем у других представителей фауны. Однако киви оказались заложниками очень специфических условий. Эти бескрылые птицы обитают тропическом лесу, и на кормежку выходят только по ночам. В это время света так мало, что зрение практически не может им помочь в поисках корма.

Для спасения от хищников глаза киви также бесполезны: эти птицы обитают в местах, где у них нет естественных врагов. В случаях, когда они сталкиваются с завезенными видами, например, с горностаями, киви все равно гибнут: ведь они не умеют летать, а по земле горностаи бегают быстрее многих зрячих и слепых существ.

Редукция же зрения, напротив, позволяет птицам экономить значительную часть энергии и обходиться меньшим количеством пищи. Ученые связывают развитие эволюционной слепоты с распространением недавно обнаруженного гена, который отвечает за улучшение чувствительности клюва и обострение обоняния.

Точка зрения: хорошо видеть без операции и очков — миф или реальность?
Дешевые очки могут спровоцировать инсульт