Таинственная история дочери художника Маши Шиловой

Таинственная история дочери художника Маши Шиловой
Таинственная история дочери художника Маши Шиловой. Фото картины кисти Александра Шилова: «Маша. За уроками» (1987)
Проклятие портретов, которые уносят жизнь изображенных на них героев

19 января этого года мы опубликовали снимок памятника, установленного на могиле дочери народного художника СССР Александра Шилова. 25 лет назад 16-летняя Мария умерла от тяжелой болезни. Годы не лечат – ее отец по-прежнему безутешен. В день памяти Маши он возложил букет алых роз к подножию изваяния в виде золотого ангела, постоял в печальной задумчивости и ушел.

Снимок на Центральной аллее Ваганьковского кладбища сделала наш фотограф Лариса Кудрявцева, и публикация вызвала живой отклик читателей. «Какая горькая судьба», «Невосполнимая утрата», «На всю жизнь осталась ангелочком», – написали в комментариях люди, сожалея о судьбе Маши.

Могила дочки художника Шилова Машеньки, которая умерла 25 лет назад на Крещение
Могила дочки художника Шилова Машеньки, которая умерла 25 лет назад на Крещение. Фото: Лариса Кудрявцева

Ей действительно выпала тяжелая участь. Любимый, долгожданный ребенок – казалось, она с самого рождения купалась в любви и ласке. Когда девочка появилась на свет, ее отцу было 36, в первом браке у него подрастал старший сын, но дочка вызывала у Александра Шилова совершенно особенные, щемящие чувства. Он рисовал ее с младенчества. Множество карандашных набросков, где она спит, сладко посапывая, в колыбели. Вот цветное изображение, где Маша на руках у мамы, Анны Шиловой. Вот она, милый ребенок, пухлой ручкой обнимает игрушку. Вот, уже подросшая, отдыхает в деревне. А вот в трогательном белом фартуке – за уроками. Взрослеющая, по-юношески прелестная Маша в роскошных нарядах… Когда отец – художник, можно не пользоваться фотоаппаратом – вся твоя жизнь перенесена на холсты.

Но начался проклятый 1996-й, и все кончилось. Маши не стало. Однако ее портреты продолжали появляться с поразительной регулярностью, словно в насмешку над безвременной смертью. Художник не смирился с потерей – в его воображении Маша всегда остается рядом: с полотен смотрит девушка в самом расцвете своей красоты. Очень эффектные работы. Если не знать, что все они написаны после смерти их героини.

больше по теме
Трагической гибели поэта предшествовала череда мистических событий

Горький осадок добавляют и обстоятельства жизни семьи Шиловых. За внешней идиллией скрывались странные, изводящие всех родственников отношения. Сегодня это называют модным словом «абьюз» и стараются привлечь обидчиков к ответственности, но тогда жена художника Анна молча сносила его причуды. Уходила, когда тот в ночи выгонял ее с маленькой Машей из дома, не общалась со старшей дочерью Элиной, потому что так хотел Александр Максович, терпела обвинения в несуществующих грехах, сбивалась с ног, желая угодить супругу. Об этом она рассказывала в многочисленных интервью – к великому неудовольствию Шилова. После 21 года брака пара наконец рассталась. Последней каплей для Анны стало известие о внебрачной дочери ее мужа, родившейся через год после смерти Маши. Отношения художника с матерью ребенка завязались, когда девочка в мучениях умирала…

Болезнь, которая унесла жизнь Марии, – саркома костной ткани – отличается от других видов опухолей высокой степенью агрессивности и подверженностью метастазам. В группе риска – дети и подростки, и порой стоит большого труда понять, что стало толчком к ее развитию. В пятилетнем возрасте Машенька сильно ушиблась – на левое предплечье упало старинное зеркало в массивной оправе. Было больно, но вскоре неприятность забылась. И лишь через семь лет, когда у девочки снова заболела рука, вспомнили про давнее происшествие.

Лечение, к которому привлекли не только наших и иностранных врачей, но и новомодных целителей в лице Джуны, Кашпировского и Чумака, результата не дало. Многие специалисты утверждают: иногда бывает достаточно пережить стресс, глубокое потрясение, чтобы онкологическое заболевание начало свою коварную поступь. Не исключено, причиной обострения стала тяжелая обстановка в семье Шиловых, напряжение в отношениях между отцом и матерью, которые не могли не расстраивать бедную Машу.

Милосердие к мертвым

Есть и такое наблюдение. Оно из области мистики, поверий, но, анализируя примеры, понимаешь: есть в том необъяснимая логика. Портреты, словно забирающие жизнь запечатленных на них героев. Вот всем известная печальная «Тройка» Василия Перова – мальчик, изображенный в центре, умер через год после того, как художник вписал в композицию его фигуру. Когда случилось несчастье, безутешная мать попросила живописца отдать ей картину, но меценат Третьяков уже приобрел ее в свою коллекцию. Женщине ничего не оставалось, как пойти в галерею и там на виду у всех молиться, стоя на коленях перед своим Васечкой.

Василий Перов. Картина «Тройка»
Василий Перов. Картина «Тройка»

Знаменитая «девочка с персиками» – Вера Мамонтова, позирующая для одноименного полотна кисти Валентина Серова, умерла в 32 года, сгорев от пневмонии буквально за три дня.

«Девочка с персиками» Валентина Серова
«Девочка с персиками» Валентина Серова

Мария Лопухина, чей портрет написал Владимир Боровиковский, внезапно скончалась через три года после создания картины.

Портрет М. И. Лопухиной. 1797
Портрет М. И. Лопухиной. 1797

Буквально за месяц внезапная чахотка сгубила «даму в голубом» – единственную любовь Константина Сомова.

«Дама в голубом» Константина Сомова
«Дама в голубом» Константина Сомова

Двухлетний Савва – сын Михаила Врубеля и его жены, певицы Надежды Забелы, которого отец изобразил на портрете, вскоре умер от менингита.

Портрет сына Михаила Врубеля
Портрет сына Михаила Врубеля

Наконец несчастная Жанна Эбютьен – возлюбленная итальянского мастера Амедео Модильяни, покончившая с собой после создания серии ее изображений. Таких примеров в истории искусства множество.

«Пейзаж, Южная Франция, 1919» Амедео Модильяни
«Пейзаж, Южная Франция, 1919» Амедео Модильяни

И еще важное. Верующие люди советуют: теряя кого-то из близких, нужно найти в себе силы отпустить их душу, не истязать ее, бесконечно страдая. Как бы ни был человек дорог, как ни тяжела боль утраты,  принять произошедшее как данность и Божья воля. Сделать это надо из милосердия к мертвым. Сохранить их образ в памяти и жить дальше.


Читайте также: