«Ради своих убитых родственников»: оскандалившийся режиссер оправдался за зарисовку о «казанском стрелке»

Александр Плотников
Фото: Instagram*.com/teatr_armii
В Центральном театре Российской Армии неожиданно развернулся скандал. Молодого режиссера обвинили в героизации «казанского стрелка» Ильназа Галявиева, ворвавшегося в школу с оружием.

Эскиз под названием «Преступление и наказание» в театре показали 16 августа в рамках Мастерской молодых режиссеров «Достоевский рядом». Зрителей посадили за парты спиной к сцене и начали задавать вопросы по творчеству Достоевского, а потом и более серьезные — например, может ли театр изменить нашу жизнь. После этого в зале погас свет и зазвучала аудиозапись голосов детей, сделанная в тот роковой день в казанской школе.

«Зрители как будто бы стали свидетелями трагедии. Ощущение было жуткое. Сперва мы не понимали, что происходит, потом на экране появились кадры с камеры видеонаблюдения, которая запечатлела, как Ильназ Галявиев с ружьем в руках идет расстреливать детей. В этом месте звучал текст Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»…» — рассказал KP.RU сотрудник пресс-службы театра Александр Ондар.

Кадры из зарисовки театр разместил в своем официальном аккаунте в «Инстаграме*». Билеты на этот спектакль не продавались, показ был «закрытым и одноразовым», пояснили в театре, в итоге комиссия приняла решение, что этой постановки Александра Плотникова в новом сезоне не будет, но по Сети уже понеслось бурное обсуждение и осуждение.

Многие критики и артисты сочли, что Плотников героизирует убийцу Галявиева, сравнивая его с Раскольниковым, а его эскиз оскорбляет чувства россиян и «говорит о нездоровой обстановке в творческой среде». Депутат Госдумы от Татарстана Марат Бариев даже направил запрос генеральному прокурору России, чтобы тот разобрался в законности этого спектакля.

Постановки Богомолова всегда вызывали неоднозначную реакцию у зрителей. Между тем, драматург Юрий Поляков считает неправильным то, что государство тратит на подобные экзерсисы огромные средства.

Сам молодой режиссер поспешил объясниться и заявил, что очень расстроен и находится в полном недоумении. По словам Плотникова, те, кто обсуждают его «Преступление и наказание», постановки даже не видели и вряд ли увидят, а сказать он хотел совершенно иное.

«Галявиев — не персонаж, он убийца. Мы не пытались романтизировать убийцу. Мы не показывали «душевные терзания» убийцы. Мы говорили о жертвах, о боли, о нашем ужасе. Я верю, что в театре можно молиться за мертвых. Как в храме. Я хочу сказать, что Раскольников — такой же убийца. <...> Никто не пишет о том, что среди прочего в эскизе упоминалась история моей семьи. Мою прабабушку и прадедушку убили топором в начале 90-х. С этого начинался эскиз. Я верю, что театр может сделать этот мир светлее и чище. Мы пытались говорить о живой боли и о моей собственной боли. В конечном счете, я ставил этот эскиз ради своих убитых родственников, а им на том свете, простите меня, не до хайпа», — пояснил молодой человек изданию KazanFirst.





*Организация запрещена на территории РФ


«Ради своих убитых родственников»: оскандалившийся режиссер оправдался за зарисовку о «казанском стрелке»
«Дочь лежит под землей. Как мне жить?»: мать убитой «казанским стрелком» девочки рассказала об утрате