Баадур Цуладзе: Я был ослом!

Артист менял женщин как перчатки, но всегда любил искренне

Артист менял женщин как перчатки, но всегда любил искренне


Баадур ЦУЛАДЗЕ - мастер ролей второго плана. Вы все прекрасно знаете его героев - парикмахеров, трактирщиков, полицейских, укладчиков асфальта, прохожих... В послужном списке артиста - «Не горюй!», «Приключения Буратино», «Тегеран-43», «Женатый холостяк» и еще более 100 фильмов, многие из которых вошли в сокровищницу советского кино. Наверняка будут еще. Несмотря на то что моему собеседнику скоро исполнится 80, он преисполнен жизненной энергии и творческих планов.


- Баадур Сократович, вы человек очень общительный, у вас много друзей. А с российскими коллегами поддерживаете отношения?
- А как же! Лариса Удовиченко, Тамара Семина, Сергей Соловьев... Я ни с кем не прерывал отношений, однако многих, к сожалению, не осталось в живых. Жаль, что в последнее время культурных контактов между нашими странами стало меньше. И за столом вместе редко удается посидеть.
- Вы любите застолье?
- Не то слово! В молодые годы я только этим и занимался (смеется). Сейчас здоровье уже не то. Для меня застолье - это не возлияния, а в первую очередь общение. Помню, мы с неподражаемым Эроси Манджгаладзе и Шотой Габелая снимались в грузинском городке Сачхере. Завершили работу рано, а поезд на Тбилиси только вечером. Зашли в ресторан. Буфетчик схватился за голову: вот незадача, такие люди, а у меня, как назло, ничего нет. Один черствый хлеб, старый сыр и коньяк. Прямо как в эпизоде из «Буратино», где он заказывает три корочки хлеба! (Смеется.) И что? Да ничего! Выпили как следует и время провели прекрасно. А ведь пить в июльскую жару коньяк - тихий ужас! Но это и есть настоящее застолье, когда забываешь про все.






Былое и думы. Баадур Сократович очень скучает по своим российским друзьям

Былое и думы. Баадур Сократович очень скучает по своим российским друзьям


Гулял напропалую


- Общаясь с прекрасным полом, вы тоже обо всем забывали?
- А как же иначе!
- Первую любовь помните?
- Вот с этим тяжелей. У нас школы тогда были отдельно для мальчиков и для девочек. Мы между собой решали - это твоя девочка, а это моя. Будто они нам дали согласие! В студенческие годы себя не сдерживал, можно даже сказать, в Москве я распоясался. Но любил я всегда искренне. Неважно, сколько времени нам выпадало быть вместе - день, два, год или несколько лет. Ни с одной женщиной я не расстался со скандалом.
- Но и не остались ни с одной. Почему так и не обзавелись семьей?
- Вопрос, на который нет ответа. Причин можно привести много. Когда вернулся в Грузию, у меня не было квартиры. Потом все откладывал, постоянно был в разъездах. Буриданов осел никак не мог решить, откуда начать жевать сено - справа или слева, и в итоге помер с голоду. Вот и я, получается, стал таким ослом. Хорошо на старости лет иметь детей, внуков, но что теперь об этом сожалеть! Возвращаться в прошлое и корить себя - большая глупость. Надо жить тем, что имеешь.
- Специально пересмотрел «Приключения Буратино». Роль небольшая, но такая колоритная.
- Я сыграл в сотне фильмов, а в России меня в первую очередь вспоминают как трактирщика из «Буратино». К сожалению, такие фильмы сейчас не снимают.






ЦУЛАДЗЕ в фильмах «Пеппи Длинныйчулок» (1984 г.)…

ЦУЛАДЗЕ в фильмах «Пеппи Длинныйчулок» (1984 г.)…


Бес попутал


- Когда вы решили, что хотите сниматься в кино?
- Об актерской профессии никогда не мечтал. С детства терпеть не мог художественную самодеятельность, предпочитал читать, слушать музыку - особенно джаз. У меня был радиоприемник, по ночам я запирался в комнате и слушал «Times for Jazz» («Время для джаза». - М. В.) на «Голосе Америки». Кино, правда, тоже очень любил и в старших классах даже пошел работать киномехаником. Это было начало 50-х. Мы засматривались трофейными американскими фильмами - «Тарзаном», «Дилижансом», «Франкенштейном»... Так что, если говорить о формировании вкусов, я, можно сказать, вырос на них. До сих пор обожаю смотреть американские киноленты 30-х годов. Затем идет французское кино 50 - 60-х годов. А любимые режиссеры - Феллини и Хичкок.
- Получается, хоть кино вы и любили, актером становиться не собирались. Тем не менее оказались на съемочной площадке...
- Я окончил школу с золотой медалью и имел право поступить в институт без экзаменов. Учился в русской школе. Дело в том, что мой отец находился в ссылке в Сибири и мы собирались всей семьей переехать к нему. Мама отдала нас с сестрой в русскую школу, чтобы в России не было проблем с языком.






…«Бабочка» (с Кахи КАВСАДЗЕ, 1977 г.)…

…«Бабочка» (с Кахи КАВСАДЗЕ, 1977 г.)…

- Отца репрессировали?
- Да, в 37-м. Ну, вы знаете, что тогда творилось. Мне было всего два года. А в 47-м его освободили. Шло послевоенное восстановление страны, и для мужчины самой престижной считалась профессия инженера, а для женщины - врача. Вот на семейном совете и было решено, что я стану инженером. Ну, а раз так, поступать надо в самый лучший вуз - Высшее техническое училище имени Баумана.
- Погодите, но нигде в вашей биографии не сказано, что вы учились в Бауманке!
- Документы приняли, но попросили справку о регистрации с места проживания. Так получилось, что моя хозяйка работала паспортисткой. Вы понимаете, при таких условиях получить справку не составило бы особого труда. И тут что-то меня дернуло. Бес какой-то попутал. Я попросил вернуть документы, пообещав, что принесу их завтра вместе со справкой.






…«Приключения Буратино» (1976 г.)

…«Приключения Буратино» (1976 г.)

- Вы их так и не принесли. И оказались во ВГИКе?
- Вышел из метро на станции «Площадь Революции». И будто кто-то меня подтолкнул. Поинтересовался в справочном бюро, где находится Институт кинематографии. Наверное, кино подсознательно меня притягивало. Мне объяснили: садись в троллейбус № 9 и езжай до последней остановки.
Еду я, еду... Уже начались какие-то хибары, думаю, куда это меня занесло? Ведь я раньше не то что в Москве, даже в Тбилиси не бывал. Мы с семьей жили в Батуми. Вдруг вижу что-то знакомое - скульптура «Рабочий и колхозница». Значит, все-таки Москва! Спрашиваю, где тут институт? Мне показали. Вошел, а там такие круглые столы, на которых лежат листы с названиями факультетов. Стал выбирать. Актерский? Нет, это не для меня. Художник? Да я вообще рисовать не умею. Сценарист? Куда мне сценарии писать. Смотрю - режиссерский факультет. Решил, что командовать проще всего (смеется). А не поступлю, так хоть целое лето погуляю в Москве.






Баадур ЦУЛАДЗЕ

Баадур ЦУЛАДЗЕ


Липовая справка


- Поступили?
- Нет, надо было пройти несколько туров. Кругом все твердят: «монтаж», «типаж», «раскадровка». Абсолютно непонятные для меня термины! И ходят с такими умными лицами. Если честно, испугался. Но через первый тур перевалил, хотя конкурс был огромный. Затем - через второй, потом - через третий. Из толпы претендентов нас осталось человек 30. И тут нас собрали в большом зале. Мне сказали, что требуется справка о стаже работы в кино.
- Опыт киномеханика не подошел?
- Нет, естественно. Зато я принял бесповоротное решение - никакой Бауманки! А парень я был упрямый. Не получилось на этот раз, приеду еще. На следующее лето опять отправился в Москву, уже со справкой, которую мне по блату состряпали на студии «Грузия-фильм». Вновь преодолел все туры и со второй попытки был зачислен.






Артист  бережно хранит свой фотоархив

Артист бережно хранит свой фотоархив

- Однокурсников помните?
- Как не помнить! Это ведь выдающиеся режиссеры - Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая, Лариса Шепитько...
- Вам не обидно, что пришлось в большинстве фильмов играть в эпизодах?
- Ой, я вас умоляю, как говорят в Одессе. Ошибочно считать, будто эпизодическую роль можно сыграть как проходную, и ждать, когда дадут главную. На этом, как правило, все и прогорают. Зато какие выдающиеся актеры создавали эпизодические образы! И они неизменно доводили их до блеска.
Кстати, тут есть один секрет. Большую роль режиссер может спокойно кромсать, материала много. А в эпизодах у тебя только один шанс. Сразу видно, кто на что способен. Сколько есть актеров, сыгравших главные роли, и их никто не помнит. А такие, как Раневская, Филиппов, можно назвать и других выдающихся мастеров, вошли в историю кино. Мне не то что не обидно - я счастлив, что довелось сыграть столько персонажей!
- Вместе с Сергеем Филипповым вы снялись в замечательном фильме Георгия Данелия «Не горюй!».
- Это была моя первая лента на «Мосфильме». Георгий Данелия привлек весь цвет грузинского кинематографа, и фильм дал мне много. С Данелия работать очень легко: он так умело подбирает актеров к образам, что плохо сыграть невозможно. Сказал мне - будешь играть! Куда тут денешься (смеется), он ведь как-никак мой однокурсник!
- Затем был снят известный грузинский мюзикл «Мелодии Верийского квартала» с Алисой Фрейндлих и Софико Чиаурели. Вы там еще и танцуете.
- Меня пригласил Георгий Шенгелая. Он вспомнил, что во ВГИКе я был известным исполнителем рок-н-ролла. Почти каждый вечер танцевал в нашем общежитии. Все здание ходуном ходило.






В фильме «Не горюй!» актёр сыграл рыбака Вано (1969 г.)

В фильме «Не горюй!» актёр сыграл рыбака Вано (1969 г.)

- Рок-н-ролл в советское время?!
- ВГИК был своеобразным учебным заведением. Советским, разумеется, но на многие вещи там закрывали глаза. На официальных мероприятиях рок-н-ролл, конечно, не присутствовал, а в общежитии - сколько угодно.
- Вы были знакомы с режиссером Сергеем Параджановым? В этом году ему бы исполнилось 90...
- Да. Это был талантливейший человек. А в жизни - такой хохмач! Все время рассказывал какие-то небылицы. Иногда казалось, что издевается. Захожу как-то к нему в квартиру и вижу на столе бюст Ленина. В те времена это не вызывало удивления, но только не в нашей среде. Спрашиваю: «Зачем тебе ОН?» А Серго отвечает, что из окна напротив за ним наблюдают кагэбэшники - пусть любуются. Им же, наверное, приятно.
Он постоянно что-то выдумывал. Это и ложью не назовешь - это безудержная фантазия великого художника.
- Вы преподаете в театральном институте в Тбилиси. Но мне трудно припомнить ваши театральные роли.
- Потому что у меня их нет. Я преподаю в театральном институте, но на факультете кинематографии. Я очень люблю театр, но только в качестве зрителя.



автор