Аннушка-Чума, развратник из ЦИК и другие прототипы героев «Мастера и Маргариты»

Знаменитая Аннушка, которая стала причиной ужасной смерти Берлиоза, существовала в реальности, только вот масло около трамвайных рельсов она не разливала
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Ночью 23 января 1934 года Михаил Афанасьевич Булгаков диктовал сцену пожара в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис. В романе пожар устроил кот Бегемот, использовавший в качестве огнемета примус. Но во время диктовки в квартире случился настоящий пожар, и именно из-за примуса, который взорвался по вине домработницы.

Это далеко не единственный пример того, как события из романа «Мастер и Маргарита» и происходящее в жизни Булгакова причудливым образом переплетались. Персонажи писателя абсолютно гармоничны и естественны. Может быть, потому, что у каждого из них имелся прототип, с которого автор и писал характер героев.

Дура с Садовой

Казалось бы: Аннушку, которая разлила роковое для Берлиоза масло, можно увидеть где угодно и вывести собирательный образ склочницы, ан нет: Аннушка-Чума – реальный человек. Оказалось, что это соседка самого Михаила Афанасьевича, причем соседка по квартире. Той самой, номер 50. Обычно писателю тяжело найти типаж, который бы полностью удовлетворял его запросам, но тут Булгакову «повезло».

Склочница и скандалистка Анна Горячева, видимо, была квинтэссенцией всех отвратительных житейских качеств. Так или иначе, материала, собранного с нее, хватило на несколько персонажей в разных произведениях Булгакова. «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Самогонное озеро», «№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» - везде появляется списанная с Анны героиня. А в «Эльпите» она еще и сжигает дом на Садовой задолго до того, как это сделал Бегемот.

В мемориально-литературном музее Булгакова на Садовой, на кухне коммуналки, где жили и писатель, и Анна, теперь висит нечеткая фотография. Ее передал в дар музею правнук той самой «дуры с Садовой».

Когда Коровьев рассказывал Маргарите о текущей в ней королевской крови, он говорил, что для родственных связей в некоторых случаях не существует ни сословных, ни межгосударственных границ. Вот и в случае с Аннушкой-Чумой, яркой представительницей самых низов общества, хочется воскликнуть: «Как причудливо тасуется колода!» Ведь фотографию передал успешный адвокат, швейцарец, интеллигент, владеющий несколькими языками.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Воланд и его владения

Если подумать, то история прибытия Дьявола в Москву удивительно бескровна. За все время его нахождения в советской столице происходит всего две смерти. Предполагают, что Булгаков этим выразил собственное отношение к существующему строю. Мол, прибывший Воланд увидел, что делать ему в Москве особо нечего, потому что сами люди уже создали сатанинское государство, которое прекрасно справляется с дьяволовой работой. Остается исправить только некоторые шероховатости.

В числе этих «шероховатостей» были: человек, пишущий об Иисусе Христе, с которым власти благополучно управились, барон Майгель, убить которого было необходимо, по словам Булгакова, и Берлиоз, для которого Аннушка и разлила масло.

Кто такой Берлиоз

Леопольд Авербах – раскритиковавший Булгакова редактор, прототип Берлиоза. Фото: wikipedia.org
Леопольд Авербах – раскритиковавший Булгакова редактор, прототип Берлиоза. Фото: wikipedia.org

Почему же именно смерть Берлиоза была одной из двух смертей, да еще и в самом начале романа? Может быть, потому, что Булгакову хотя бы на бумаге не терпелось расправиться со своим личным литературным врагом – одним из основателей Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольдом Леонидовичем Авербахом.

Без сомнения, Авербах – не единственный прототип Берлиоза. Присутствовавшие на чтениях романа современники предполагали в Михаиле Александровиче наркома Луначарского, публициста Кольцова, но Авербах занимал в этом ряду особое место. Он первым раскритиковал и подверг жесткой редактуре «Роковые яйца», после чего был конфискован весь тираж «Дьяволиады», а на Булгакова ополчились все кому не лень. Судьба Авербаха сложилась немногим лучше, чем судьба Берлиоза. Как и многие борцы за торжество советских идей, он в результате попал под трамвай истории: в тридцатые годы был репрессирован и сгинул в лагерях.

Оторванная голова в Варьете

За секунду до потери головы. Конферансье Бенгальский, он же – Александр Гриль. Кадр из телесериала «Мастер и Маргарита»
За секунду до потери головы. Конферансье Бенгальский, он же – Александр Гриль. Кадр из телесериала «Мастер и Маргарита»

Еще одному прототипу не повезло в жизни. Им стал известный московский конферансье по имени Александр Александрович Гриль. Как-то раз его очень резко одернул кто-то из присутствующих в московском мюзик-холле высокопоставленных лиц, и Гриль после этого как-то растерял всю свою веселость, контакт с залом и способность к импровизации. Совсем как Жорж Бенгальский, на время лишившийся головы во время выступления Воланда в варьете. Очень быстро Гриль приобрел психическое расстройство и умер.

Семплеяров и его знаменитый прототип

Авель Енукидзе, прототип развратника Семплеярова, так жаждавшего разоблачений. Фото: wikimedia.org
Авель Енукидзе, прототип развратника Семплеярова, так жаждавшего разоблачений. Фото: wikimedia.org

Ну, а председатель акустической комиссии товарищ Семплеяров, который возжелал немедленного разоблачения техники фокусов гражданина артиста, имеет прототипом практически легендарного повесу, известного, наверное, каждому жителю того времени.

В тридцатые годы наказание за «аморалку» было еще редкостью. Тем скандальнее оказался процесс, в котором обвинение было предъявлено не кому-нибудь, а самому секретарю ЦИК (тогда высший  орган государственной власти в СССР – прим. ред.) Авелю Енукидзе! Кроме всего прочего, Енукидзе руководил Большим и Художественным театрами. Вот такой культурно-бескультурный прототип. Только книжного Семплеярова отправили на грибозаготовку, а реального Енукидзе расстреляли. Но разоблачили и расстреляли Авеля Сафроновича много позже того, как была написана сцена с Семплеяровым.

Его звали Бегемот

Вот такой смотритель живет в Булгаковском музее в Москве. Бегемот. Для своих просто Степка. Источник: кадр YouTube
Вот такой смотритель живет в Булгаковском музее в Москве. Бегемот. Для своих просто Степка. Источник: кадр YouTube

А прототипом кота Бегемота стал булгаковский кот Флюшка. Только перекрашенный из серого в демонический черный.

В «Мастере и Маргарите» мистика и выдумка переплетаются с реальностью настолько, что этот задуманный Булгаковым клубок никогда не будет распутан исследователями. Где правда, где вымысел, что было реальным, кто стоит за тем или иным персонажем… И, наверное, в этом главная прелесть и романа, и создавшего его Мастера.

Вам может быть интересно: