Суровая Спарта: почему пришло в упадок самое закрытое общество Древней Греции

К 242 году до н.э. в Спарте осталось лишь 700 граждан. Их короли считались самыми изнеженными, женщины - самыми развратными в Греции, а сам полис перестал считаться символом мощи и беспредельной отваги
спарта, спартанцы
Непобедимая фаланга спартанцев
спарта, спартанцы спарта, спартанцы

Даже ученикам младших классов известно о 300 спартанцах и их царе Леониде. В 480 году до нашей эры под Фермопилами они в течение трех дней непроходимой стеной стояли на пути многотысячной армии персидского царя Ксеркса, и погибли за свободу Древней Греции.

Спартанский царь Леонид в Фермопилах. Жак-Луи Давид, 1814 г. Источник: wikimedia.org
Спартанский царь Леонид в Фермопилах. Жак-Луи Давид, 1814 г. Источник: wikimedia.org

К тому времени Спарта являлась самой мощной страной Древней Греции, превращенной в настоящий военный лагерь. В ней правили и имели гражданские права только военные, а почти все остальное население полиса было превращено в бесправных рабов-илотов. Поэты Древней Греции наперебой воспевали спартанский образ жизни, но ни один из греческих полисов не собирался перенимать традиции и обычаи спартанцев.

Военизированному обществу роскошь не нужна

Расцветом Спарты называют V век до нашей эры, когда страна практически полностью закрыла свои границы для иностранцев и максимально упростила быт своих граждан.

Спартанские цари решили, что гражданам, которые должны стать самыми сильными воинами Греции, роскошь не нужна. Красивые вещи, которые не помогали воину в бою, были полностью запрещены. Сохранилась легенда о том, что одного спартанца, украсившего свою одежду разноцветной лентой, немедленно казнили его же товарищи.

Затем запретили пересекать свои границы купцам из других городов, сделав исключение лишь для торговцев оружием и доспехами.

Музыкант, играющий на кифаре. Изображение на амфоре V века до н.э., хранящейся в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Источник: wikipedia.org
Музыкант, играющий на кифаре. Изображение на амфоре V века до н.э., хранящейся в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Источник: wikipedia.org

В период расцвета спартанской культуры в этом городе-полисе совершенно не было поэтов, художников, ученых и драматургов, а в свободное от войн время гражданам предоставлялась возможность занятия спортом. Но только теми видами, в которых проигравший не имел права сдаться победителю.

Ни поесть, ни пообщаться

Обжорство в Спарте считалось грехом. Граждане предпочитали участвовать в общих трапезах, главным блюдом которых являлась черная похлебка. Она представляла собой сваренное в крови мясо, заправленное солью и уксусом.

Много съесть такой похлебки было просто невозможно, а побывавшие в Спарте торговцы рассказывали, что теперь им понятно, почему спартанцы совершенно не боятся смерти.

В Спарте предпочитали разговаривать короткими. Когда одному из военачальников Педарету сказали, что впереди огромная персидская армия, он коротко ответил: «Тем больше мы убьем».

Музыку спартанцы терпеть не могли. Певцов презирали, а сами пели только по праздникам. И только о том, как они убивали, убивают и будут убивать врагов.

Мужчины для войны, женщины – для рождения воинов

Мальчиков, начиная с семилетнего возраста, забирали от матерей в военные лагеря, а хромых, больных и убогих без сожаления сбрасывали со скал в море.

Уже в 14-15 лет спартанцы считались умелыми воинами и готовы были вступать в битвы, не жалея собственной жизни. Им было абсолютно все равно за кого воевать, а подразделения тяжеловооруженных воинов-гоплитов считали за честь иметь в своем окружении другие греческие цари.

Выросшие в военном лагере спартанцы в большинстве своем предпочитали гомосексуальную любовь с напарником, которого готовы были защищать с оружием в руках, встав спина к спине.

Спартанская женщина дает щит своему сыну. «Назад со щитом или на щите». Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье, 1826 г. Источник: wikimedia.org
Спартанская женщина дает щит своему сыну. «Назад со щитом или на щите». Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье, 1826 г. Источник: wikimedia.org

Женщины были нужны исключительно для продолжения рода. Брак для спартанца считался обязательным, а холостяков публично позорили и унижали.

Война со своим народом

Гражданам Спарты предоставлялось исключительное право устраивать один день в году охоту на илотов – превращенное в рабов коренное население страны. Илоты имели право защищаться от нападения, но за это их потом обязательно казнили. Молодые воины старались уничтожить самых крепких рабов, получали опыт реального насилия и предотвращали возможность открытого восстания.

Иногда спартанцы проводили и более изощренные акции по уничтожению илотов. Во время войны с Афинами армия Спарты должны была выступить в поход, а в самой стране было неспокойно. Тогда было объявлен призыв в армию 2000 самых сильных и отважных илотов, которым после войны обещали свободу и гражданские права.

Отобранных добровольцев с венками на головах водили по местным храмам, после чего вывели за городские стены, и вырезали.

«Великая страна» без граждан

Сначала эта страна имела огромный авторитет в созданном ей же Пелопоннесском союзе, члены которого пользовались равными правами и не платили никаких взносов в казну Спарты. Большинство греков поддержали спартанцев в их победной войне с Афинами, а также в многочисленных сражениях с персами.

Гоплиты на вазе времён греко-персидских войн. Вооружение: копье, короткий меч, круглый щит, шлем коринфского типа, бронзовый панцирь (кираса). Фото Гранта Митчелла. Источник wikimedia.org
Гоплиты на вазе времён греко-персидских войн. Вооружение: копье, короткий меч, круглый щит, шлем коринфского типа, бронзовый панцирь (кираса). Фото Гранта Митчелла. Источник wikimedia.org

Тяжеловооруженные спартанские гоплиты всегда шли в авангарде греческих войск. Они приносили победы, но часто и гибли, постепенно уменьшая количество граждан.

Вдовам погибших воинов разрешалось выходить замуж повторно, но чаще всего они наследовали имущество мужей и предпочитали жить в свое удовольствие. Рожденных вдовами детей называли парфениями. Они имели спартанское гражданство, но считались людьми второго сорта. Позднее сформировавшееся сословие парфениев спартанцы выселили в город Тарент (современный итальянский Таранто).

Одновременно с ростом величия Спарты количество ее граждан стремительно уменьшалось, особенно во время восстаний илотов, не щадивших грудных детей, женщин и стариков.

К 242 году до н.э. в городе осталось лишь 700 граждан, многие из которых любили безмерно употреблять вино.

Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя, 1850 г. Источник: wikimedia.org
Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя, 1850 г. Источник: wikimedia.org

Многочисленные войны истощили Спарту. Она стала одним из самых бедных греческих государств, но продолжала считать себя великой страной.

Все закончилось в 146 году до н.э., когда Спарта, как и вся Греция, ничего не смогла противопоставить Римской империи. Самое закрытое общество Древнего мира погибло, оставив после себя лишь систему жесткого воспитания, которую сегодня называют спартанской.

Вам может быть интересно: