Молодые латыши готовы воевать за Россию?
В последние годы мы с семьей полюбили путешествовать по Прибалтике. На машине. Во-первых, очень бюджетно - раза в три дешевле, чем на самолете. Во-вторых, можно увидеть то, что не покажет ни один гид, куда не довезет ни одна электричка.
От Москвы до латвийской границы - часов девять. К слову, она менее загружена, чем белорусская. Хотя самая приятная и быстропроходимая - эстонская. Единственное - тут нужно заплатить 4,5 евро наличными за регистрацию транспортного средства в листе ожидания.
Некоторые эстонцы, к слову, нас действительно недолюбливают. Смешно наблюдать, как в Пярну официантка, обслуживая зал русских на завтраке, демонстративно говорит по-английски (причем с прибалтийским акцентом).
- По-русски совсем не понимаете? - спрашиваем ее голосом Виктора Сухорукова из «Брата-2».
- Не понимаю, - прячет глаза упрямая блондинка.
Причем произносит это гораздо чище.
Неужели они тут всегда такими были? Но отчего же тогда в Пярну так любили отдыхать наши знаменитости: Михаил Козаков, Зиновий Гердт, Юлий Ким, Владимир Спиваков… У Юрия Андропова, кстати, была дача под Пярну, ему они тоже говорили «не понимаю»? А Николаю II, чей пращур, царь Петр, заплатил шведам за эти земли сундуки золотых монет, чухонцы тоже так хамили?
Этот курорт, кстати, у Николая считался одним из любимых. На месте беседки, где император любил посиживать с кружечкой пива, теперь уютное семейное кафе Nikolai Lehtla («Беседка Николая»). Кормят тут на убой. Попробовать хочется всё: и рыбный крем-суп из подкопченного лосося, и пасту с местными боровиками, и эстонский деревенский салат, и шоколадный торт под вишневым соусом. Но порции гигантские!
Вообще мы заметили, что местные жители правильно заказывают (этому научил мой старший сын, который живет в Праге): берешь ТОЛЬКО одно горячее блюдо. Если не наелся, выбираешь из закусок. При таком раскладе всегда остается место для десерта.
А вот литовцы по отношению к нам сохраняют нейтралитет, хотя русская речь здесь на улицах слышится гораздо чаще, чем в странах-соседках. Такое ощущение, что им вообще пофиг, кто ты. Хоть папуас.
Ну а теплее всех к русским сегодня относятся латыши. Такими дружелюбными и гостеприимными стали, что просто оторопь берет. Один 23-летний (!) таксист по имени Юрис по дороге из Риги до аэропорта всю дорогу говорил, какие русские замечательные. Но самое главное (Nota Bene) - если вдруг случится война, он и все его друзья-латыши приедут сражаться за… Россию.
Янтарные комнаты
По древнему литовскому преданию, янтарь - это слезы морской богини Юраты. Она влюбилась в моряка Кастиса. За что повелитель богов Перкунас парня убил, а Юрату приковал ко дну моря. С тех пор девушка безутешно плачет, и слезы ее в виде кусочков янтаря море выносит на берег.
Бабки местные говорят, камень защищает от нечисти, лечит от депрессии и облегчает роды. А в прибалтийских спа модная фишка - янтарные сауны. В них не жарко, действуют по принципу инфракрасных. Эффект появляется через полчаса: снимается нервное напряжение и напрочь исчезает плохое настроение. Подобным образом, кстати, на человека влияют и соляные гроты. Плюс они снимают головную боль.
Лебединая верность
В Латвии есть интересный городок Гулбене. Название его переводится как «лебедь». Изображение прекрасной птицы там повсюду. Это символ вечной верности местного барона фон Вольфа жене Марисе, умершей совсем юной от туберкулеза. В городе можно увидеть пруды в форме слезы и буквы «м» - безутешный вдовец страшно тосковал по любимой.
Кого сыграла Чурикова
Знаменитый Мюнхгаузен шесть лет провел в Латвии, куда его занесло благодаря… пушечному ядру. Оно вылетело из турецкой пушки крепости Очаков, смертельно ранив пажей генералиссимуса русских войск Антона Ульриха Брауншвейгского. Нашли новых, одним из которых стал 17-летний Карл фон Мюнхгаузен. Когда полк перевели в Ригу, парень познакомился на балу с латышкой Якобиной.
После свадьбы они поселились на улице Паласта, 9. Барон часто выезжал поохотиться в Дунте - в 60 км отсюда. Тут и родились сюжеты из «Приключений барона Мюнхгаузена».
У жителей Дунте есть предание о том, как он стал фантазером. В те времена здешние куры якобы не несли яиц, это делали петухи. Тот, кто отведает глазунью из петушиных яиц, обретет фантастическое воображение. Именно такое блюдо однажды подали к столу барона.
А самое главное поняли? Инна Чурикова в фильме Марка Захарова сыграла ту саму Якобину, дочь судьи из Риги!
На заметку
- В дунтеской усадьбе Мюнхгаузена сейчас музей (вход для взрослых - 3,5 евро; за 2 можно примерить исторические костюмы и сфотаться на память). Он располагается в старой корчме, где барон сиживал за чашей вина и веселил народ своими байками.
*Организация запрещена на территории РФ