Станислав Попов: «Иностранцы прилетали в Москву без визы. Но мы знали, что делать»
— Станислав Григорьевич, наверное, сейчас, за несколько дней до начала, голова идет кругом? Есть нерешенные проблемы?
— Главная проблема — нет билетов! (Улыбается.) Ажиотаж огромный! Желающих прийти очень много, и билеты практически закончились за две недели до события. Ведь на Кубке мира по латиноамериканским танцам выступят ведущие дуэты из Италии, Германии, Китая, США, Польши, Израиля, Финляндии, России и других стран. И это будет красиво!
— Кубок мира в Москве проводится много лет. Бывали какие-то ЧП? Например, кому-то из участников не дали визу? Или не устроил номер в гостинице?
— Вспоминаю один смешной случай. Один из претендентов на звание чемпиона Европы (не буду называть его фамилию) приехал в столицу России со своей партнершей, их связывали только деловые отношения. А в Москве у этого танцора была герлфренд. Он сказал, что будет жить в гостинице с дамой сердца, а партнерша пусть найдет себе другое место. Вот такой поворот. Эта англичанка пришла к нам вся в слезах — не ожидала такого фокуса от партнера. Мы, конечно, поселили ее в другой номер.
— В какой гостинице?
— «Ройял Марриотт Аврора» на Петровке. Мы сотрудничаем с ней уже 20 лет. А нештатные ситуации... Ну как без них! Иногда мы вдруг узнавали, что участники турнира приземлились в Москве, а российской визы у них нет. Как они прошли в самолет у себя в стране, одному Богу известно! Здесь на помощь нам приходил консульский отдел МИДа. Иностранцам ставили визы прямо в аэропорту.
— Отказы были?
— Как-то раз удивили танцоры из Финляндии — Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари. Когда они заполняли анкету, то написали, что цель поездки — работа в Кремле. Наше консульство посчитало, что это неуместная шутка. Финнам визу не дали, пришел отказ. Они в расстроенных чувствах стали звонить нам. Мы помогли, но объяснили нашим финским друзьям, что в формулировках надо быть более аккуратными и точными.
На банкете с президентом ИСУ
— В бальных танцах проигравшие часто предъявляют претензии к судьям?
— Субъективный фактор никуда не денешь. Довольными после чемпионата обычно бывают только победители. Видите ли, я неплохо знаю мир фигурного катания. Когда-то работал с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым (первые в истории олимпийские чемпионы в танцах на льду, шестикратные чемпионы мира. — С. Д.) Организовал для них турнир на паркете. Я готовил произвольную программу для Марины Климовой и Сергея Пономаренко, с которой они выиграли у Бестемьяновой и Букина на международном турнире «Нувель де Моску». Так вот, прошло время, и однажды на банкете я встретился с Оттавио Чинквантой, президентом Международного союза конькобежцев (ИСУ). Он как раз ввел новую систему судейства, она обезличенная и считается более объективной. Я сделал комплимент итальянцу, на что Валентин Писеев, тогдашний президент Федерации фигурного катания России, мне ответил: «Станислав, вы ничего не понимаете. Это полный бардак! Мы теперь не знаем, к кому обращаться».
— Вернемся к танцам на паркете. Как достичь объективности?
— Проблема в том, что в танцевальном спорте судьями часто бывают тренеры тех пар, которые выступают в соревнованиях. Возникает соблазн поставить своим ученикам оценки повыше. Я считаю, что это не очень хорошо. Из-за того, что судят тренеры, танцевальный спорт, кстати, не включают в программу Олимпийских игр. Это проблема.
Но хочу подчеркнуть, что Кубок мира по латиноамериканским танцам среди профессионалов гораздо более объективен. Мы приглашаем в Москву лучшие пары мира. И весьма известных судей.
— Ваши критики говорят, что бальные танцы — это не спорт, а искусство. Что вы им ответите?
— Я считаю, что это синтез. Нагрузки, которые испытывают танцоры, очень высокие. Они сравнимы с нагрузками представителей других видов спорта. Профессиональные танцоры физически очень хорошо развиты. Но я не люблю, когда апологеты спорта называют их атлетами. Штангисты, бегуны, прыгуны — это атлеты. А у нас все-таки артистический вид спорта.
Добавлю, что бальные танцы оказали большое влияние на художественную гимнастику. Знаменитый тренер Ирина Винер сама признавалась мне в этом. Вспомните, какие скромные купальники были у представительниц синхронного плавания лет 15-20 назад. А сейчас все в блестках, в камнях, сияют — такие красивые. Это все пришло из бальных танцев.
— Минуточку. А кто платит за костюмы и тренировки? Сами танцоры?
— У нас дорогой вид спорта. Один урок у профессионала стоит 15-20 долларов, но такие уроки надо брать постоянно, если вы хотите прогрессировать. У ведущих тренеров стоимость одного занятия достигает 250 долларов, а то и больше.
Наш турнир — по приглашениям. Мы оплачиваем проживание, питание, перелет в Москву и обратно, а есть другие турниры, где участники сами все оплачивают. Например, знаменитый фестиваль в Блэкпуле, которому скоро исполнится 100 лет. Это своего рода танцевальная Мекка, там престижно выступать. Если пропустишь, твое место тут же займут другие. Но в Блэкпул едут за свой счет.
— Почему многие наши танцоры выступают за другие страны?
— Россия богата талантами. Кто-то находит себе партнера за границей, переезжает туда и решает выступать за другую страну. Препон здесь никаких нет. Вы правы, выходцы из России разбрелись по всему свету. Но на Кубке мира по латиноамериканским танцам в числе фаворитов все равно будут два наших дуэта — серебряные призеры чемпионата Европы 2019 года Кирилл Белоруков и Полина Телешова, а также вице-чемпионы Европы прошлого года Никита Бровко и Ольга Урумова. Посмотрим, кто из них покажет более высокий класс.