Семь дерзких и смелых женщин, бросивших вызов миру

Дерзкие и смелые женщины, бросившие вызов миру
Главная героиня фильма «Аэронавты», выходящего в прокат 5 декабря, — образ вымышленный. Тем не менее у Амелии Рен, сыгранной номинанткой на премию «Оскар» Фелисити Джонс, есть реальный прототип — Софи Бланшар, первая женщина в профессиональной аэронавтике, жена пионера аэронавтики Жан-Пьера Франсуа Бланшара.

Мы вспоминаем еще шесть женщин, бросивших вызов стихии и ставших первыми в тех сферах деятельности, что прежде считались исключительно прерогативой мужчин.

1. Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт

Валентина Владимировна родилась в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково близ города Тутаева Ярославской области. Представить, что юную девушку, которая в 1954 году после окончания семилетки пришла браслетчицей в сборочно-вулканизационный цех Ярославского шинного завода, ждет космическое будущее, было решительно невозможно!

Валентина Терешкова
Фото: wikimedia.org/RIA Novosti archive/Alexander Mokletsov

Однако в 1959 году Валентина увлеклась парашютным спортом, начала заниматься в Ярославском аэроклубе. И это ее увлечение стало судьбоносным. В 1962 году в СССР приступили к поиску кандидаток на полет в космос. Идеальная претендентка должна была соответствовать следующим требованиям: возраст до 30 лет, рост до 170 см и вес до 70 кг. Искали как раз среди парашютисток и из сотен кандидатур выбрали пять, включая Терешкову. Так Валентина была принята в отряд космонавтов, где прошла курс тренировок на устойчивость организма к факторам космического полета.

Старт корабля «Восток-6» с Терешковой на борту состоялся 16 июня 1963 года. «Эй! Небо! Сними шляпу!» — таковы были слова первой женщины-космонавта перед тем, как ракета рванула в небо (это цитата из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах»). Полет «Чайки» — именно таким был позывной Валентины — продолжался почти трое суток.

Валентина Терешкова на пленарном заседании ГОСДУМЫ РФ
Валентина Терешкова на пленарном заседании Госдумы РФ. Фото: Владимир Веленгурин

Родные Терешковой узнали о ее полете из новостей: в день старта она сказала им, что уезжает на соревнования парашютистов.

2. Раймонда Де Ларош, первая женщина-пилот

Именно эта француженка стала первой женщиной, выполнившей самостоятельный полет на аэроплане. Дочь слесаря-водопроводчика Элиз Дерош (таково ее настоящее имя) пробовала себя на театральных подмостках и благодаря этому познакомилась с авиатором Шарлем Вуазеном. На его аэроплане она и поднялась в воздух 22 октября 1909 года. Поговаривали, что Вуазен, которого де Ларош уговорила поучить ее пилотированию, позволил «студентке» только управлять пробежкой аэроплана по земле. Но она упрямо подняла машину в воздух и пролетела несколько сотен метров. Так или иначе, 8 марта 1910 года, по результатам авиационных соревнований и квалификационного полета, Национальный аэроклуб Франции выдал де Ларош удостоверение пилота № 36.

Раймонда Де Ларош, первая женщина-пилот

А первой авиатриссой в России называют Домникию Кузнецову-Новолейник. Увлечение авиацией она разделяла с мужем, инженером и летным инструктором Павлом Кузнецовым. Более того, она помогала супругу готовить лекции по навыкам пилотирования, да и в технике обеспечения полетов разбиралась. Правда, все ее знания долгое время были теоретическими, поскольку у Кузнецовых был только одноместный аэроплан Blеriot XI. И все же в мае 1911 года, во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге, Домникия предприняла попытку подняться в воздух самостоятельно. Попытку неудачную: самолет перевернулся и рухнул на землю. Пилотесса серьезно не пострадала, однако этот эксперимент окончательно отбил у нее желание летать. И Домникия Иларионовна посвятила себя театру: стала актрисой (вполне успешной) и даже попробовала себя в роли режиссера.

Первой же дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Зверева. В 1910 году она пришла в Гатчинский аэроклуб «Гамаюн», а в ноябре 1911 года, успешно сдав выпускные экзамены, получила диплом пилота-авиатора № 31. Зверева стала первой женщиной, выполнившей мертвую петлю, штопор, пикирование с выключенным мотором.

29 августа 1911 года диплом авиатора № 247 получила княжна Евгения Михайловна Шаховская, ставшая первой в мире женщиной — военным летчиком.

3. Анна Щетинина: первая женщина — капитан дальнего плавания

1935 год, Гамбург. Делегация Народного комиссариата внешней торговли СССР прибыла в Германию, чтобы перегнать в новый порт приписки приобретенный у Германии пароход Hohenfels, получивший новое название — «Чавыча». Одним из членов делегации была миловидная 27-летняя девушка в сером пальто, светлых туфлях и голубой шелковой шляпке. Каково было удивление немцев, когда выяснилось, что это — новый капитан парохода Анна Щетинина!

Анна Щетинина: первая женщина-капитан дальнего плавания

За этим рейсом внимательно следили мировые газеты, ожидая подтверждения старой морской поговорки о женщине на корабле. Однако их ждало разочарование: капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург — Одесса — Сингапур — Петропавловск-Камчатский.

Анна родилась 13 (26) февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Увлечение морем она унаследовала от отца, работавшего на рыбных промыслах. Во Владивостокский морской техникум она поступила, пройдя жесткий отбор: из двухсот человек было принято сорок два. Поблажек ей никто давать не собирался — ни на лекциях, ни во время практики. Получив диплом штурмана, она отправилась на новое место работы — теплоход «Ламут».

Войну Щетинина встретила на Балтике, где на пароходе «Сауле» занималась снабжением армии и эвакуацией населения. Затем работала на судах, доставлявших в Россию продовольствие и оборудование из Америки и Канады. В 1945 году, во время войны с Японией, обеспечивала десантные операции.

«Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!» — говорила о себе Анна Ивановна, которая отдала морю 50 лет.

20 октября 2006 года имя Щетининой присвоено мысу побережья Амурского залива Японского моря, а 11 февраля 2017 года — одному из островов Курильской гряды.

4. Солвейг Крей: первая в мире женщина — командир подводной лодки

Эта уроженка Норвегии появилась на свет в 1963 году в семье электрика и медсестры. Но выбрала в жизни свой путь — в 1989 году окончила Норвежскую военно-морскую академию. На подводных лодках Солвейг служила сначала вахтенным офицером, затем штурманом. А 11 сентября 1995 года, после прохождения 26-недельного курса, приняла командование подводной лодкой KNM Kobben (S318), флагманским судном своего типа в ВМС Норвегии. В 2004 году капитан 3-го ранга Солвейг Крей вышла в отставку.

Солвейг Крей: первая в мире женщина-командир подводной лодки

5. Юнко Табей, первая женщина, покорившая Эверест

Легендарная вершина впервые покорилась женщине 16 мая 1975 года. Юнко Табей «заболела» горами, побывав в Альпах. Причем настолько, что создала «Клуб женщин-альпинисток Японии». А в 1997 году Табей официально признали профессиональным альпинистом — вопреки протестам коллег-мужчин, которые едва не объявили забастовку, обвиняя Юнко в том, что в экспедиции она ходит в поисках не адреналина, а мужа!

Эверест Табей штурмовала в собранной ею команде из 15 женщин. Деньги на экспедицию отчаянные девушки искали долго и безрезультатно, потому что никто в Японии до последнего не верил в успех этого предприятия. Потенциальные спонсоры отмахивались от Юнко, предлагая ей успокоиться, найти мужа и завести детей. В итоге часть средств на восхождение выделили две японские газеты в обмен на эксклюзив, но основную сумму альпинисткам пришлось выкладывать из своего кармана. На высоте 6300 метров группу накрыла лавина. Юнко Табей едва не погибла — под лавиной она провела без сознания шесть минут.

Юнко Табей, первая женщина, покорившая Эверест
Юнко Табей скончалась на 78-м году жизни в Японии. Фото: youtube.com

Позднее об экспедиции Табей сняли сериал, а Юнко гастролировала по Японии с рассказами о том восхождении. Но на лаврах почивать она не собиралась: в 1989 году покорила Эльбрус и самую высокую гору Антарктиды, а в 1992 году поднялась на вершины семи высочайших гор мира.

6. Дженнифер Фиге: первая в мире женщина, переплывшая Атлантический океан

58-летняя американка стартовала от островов Зеленого Мыса и за 24 дня доплыла до берегов Тринидада. Путешествие пловчиха совершала внутри клетки, защищавшей ее от акул. Но морские хищники не были единственной опасностью: временами высота волн достигала девяти метров! Дженнифер проплывала по восемь часов подряд в день, после чего забиралась в сопровождающую ее лодку, чтобы передохнуть и перекусить.

Дженнифер Фиге: первая в мире женщина, переплывшая Атлантический океан
Фото: кадр из видео на youtube.com

«Мне не было страшно, — позднее призналась Фиге. — Оглядываясь назад, могу сказать, что я бы ничего не изменила».

7. Софи Бланшар, первая женщина-профессиональная воздухоплавательница

Подняться в небо Софи заставили… финансовые проблемы. Дела ее мужа Жана-Пьера Франсуа Бланшара, которого ныне называют пионером авиации и воздухоплавания, в ту пору шли весьма не ахти. Оказавшись перед лицом банкротства, супруги решились на отчаянный шаг: внимание публики к их бизнесу должна была привлечь женщина-воздухоплаватель. То есть, в воздух предстояло подняться Софи. А шаг этот, надо сказать, был отчаянным без преувеличения, ведь современники описывали Софи как барышню очень ранимую, пугавшуюся громкого шума и опасавшуюся ездить в каретах!

Так или иначе, 27 декабря 1804 года в Марселе супруги впервые поднялись в воздух. Свои впечатления от первого полета Софи описывала так: «Ощущения ни с чем не сравнимые». Затем был второй совместный полет, а 18 августа 1805 года Софи поднялась в воздух самостоятельно. Дело было в саду доминиканского монастыря в Тулузе.

После гибели мужа в 1809 году Софи Бланшар продолжила подниматься на воздушном шаре. Причем, особенное удовольствие ей доставляли полеты в ночном небе.

Наполеон удостоил Софи Бланшар чести называться Аэронавтом официальных мероприятий: она поднималась в воздух в честь брака Наполеона, в ознаменование рождения и крещения его сына. И когда на престол вступил Людовик XVIII, Софи Бланшар сохранила свое привилегированное положение, получив титул «Официального Аэронавта Реставрации». Софи Бланшар стала без преувеличения европейской звездой, устраивая показательные полеты в различных городах. Так, Жюль Верн упоминал ее в романе «Пять недель на воздушном шаре», а Федор Достоевский – в романе «Игрок».

Она погибла в Париже в Садах Тиволи 6 июля 1819 года – во время своего 67-го показательного подъема. Ее заполненный водородом шар вспыхнул от закрепленных на его корзине бенгальских огней. Софи боролась за жизнь до последнего на глазах тысяч людей, собравшихся для увеселения. Но в этот раз удача отвернулась от нее: запутавшись в снастях своего шара, Бланшар сначала упала на наклонную крышу дома, а с нее – на булыжную мостовую.

Отважную воздухоплавательницу похоронили на кладбище Пер-Лашез. Надпись, высеченная на ее памятнике, гласит: «Жертва своего искусства и бесстрашия».

Читайте также:


‡агрузка...