Под копирку: чужие идеи в шоу Собчак и российских ТВ-программах

1080ffff
Плагиат в шоу Собчак и российских программах: кого и за что обвиняли. Фото: инстаграм
Первый выпуск нового шоу Ксении Собчак «Док-ток» показали 10 февраля. Однако новинку Первого канала раскритиковали еще до премьеры, окрестив плагиатом. «Экспресс газета» рассказывает о сути конфликта и вспоминает другие ТВ-шоу, обвиненные в заимствовании чужих идей.

«Документальные реконструкции реальных событий — совершенно новый жанр на ТВ, интересно, "зайдет ли" зрителям Первого», — риторически рассуждала Ксения Собчак после премьеры нового шоу «Док-ток». Однако с определением «совершенно новое» уже спорит телеканал RTVI. На нем с осени 2019-го выходит программа с таким же названием — Doc Talk. Ведущие Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас в студии тоже обсуждают социальные вопросы — пусть и менее скандальные.

«Я удивилась, конечно, когда услышала название шоу, — говорила Ольга Арлаускас "РГ" до первого выпуска. — Но я не знаю, что за контент у Собчак и Гордона. У нас остросоциальные темы, это наша профессия. Думаю, что у них больше сюжеты на злобу дня. "Док" в нашем понимании — это "документ". Думаю, что у них шоу будет, скорее всего, поднимать темы, которые "на хайпе". Это будет, скорее всего, как у Малахова, но в другом разрезе».

Как пишет издание, RTVI уже направил жалобу Первому каналу. Ответ пока не оглашен, Ксения празднует победу, а «Экспресс газета» вспоминает другие скандалы и обвинения в воровстве идей.

«За стеклом»

Дебютное российское реалити — и сразу скандал с плагиатом. Помните, как шестеро участников жили в крыле гостиницы «Россия» с камерами, микрофонами и стеклянными стенами? 1200 рублей в месяц, никаких телефонов и новостей, специальные задания от ведущих и — какая провокация по тем временам! — первый секс, показанный по ТВ.

За стеклом
Кадр из шоу «За стеклом»

Все это уже видел зритель до «За стеклом». Так, по крайней мере, твердила компания Endemol, создатель передачи «Большой брат». Голландцы уверяли, что идею проекта российские продюсеры украли у них, и требовали оплатить лицензию. Даже в суд пошли! На ТВ-6 ответили, что вдохновитель — не зарубежное шоу, а антиутопия «Мы» Евгения Замятина. Разбирательство не состоялось: канал и шоу закрыли после первого сезона.

«Точь-в-точь» и «Один в один»

Как и в случае в с новым шоу Собчак, конфликт разразился между двумя русскоязычными проектами. Краткий экскурс. Конкурс, в котором знаменитости подражают друг другу внешне и вокально, родился в Испании. Формат Your face sounds familiar («Ваше лицо кажется знакомым») продали в Россию под названием «Один в один». Проект, где Родригез становился Пенкиным, а Цой изображала Казарновскую, выходил в 2013-м на Первом канале. Но со второго сезона перекочевал на соседнюю кнопку из-за более выгодных условий.

Виталий Гогунский
Виталий Гогунский в роли Фредди Меркьюри в шоу «Один в один». Фото: «Россия 1»

Первый не стушевался и, дабы не отставать от «России 1», запустил «Точь-в-точь». Что делали участники? По сути, ничего нового: перевоплощались, пели и представляли номера-пародии. А создатели иронизировали над предшественником в проморолике: «Можно не иметь никаких достоинств — ни яркой внешности, ни природного артистизма, ни чарующего голоса, но думать, что все получается один в один».

Никита Пресняков
Никита Пресняков в роли Фредди Меркьюри в шоу «Точь-в-точь». Фото: Первый канал

Отцы формата, Gestmusic Endemol, и российские производители зарубежного шоу, «ВайТ Медиа», устремились в суд. Но за два иска так и не добились желаемого: Первому каналу не запретили показывать «Точь-в-точь».

«Поле чудес»

В этом году «Полю чудес» исполнится 20 лет: первый выпуск сняли и показали в октябре 1990-го. Оригинальная версия игры, в которой крутят колесо, отгадывают слова и выигрывают призы, старше на 15 лет — речь о программе «Колесо фортуны». Именно ее Владислав Листьев и Анатолий Лысенко увидели по телевизору в Париже и захотели привезти на родину. Но владельцы King World Productions в российском зрителе не заинтересовались.

Колесо фортуны
С «Колеса фортуны» Листьев списал свое шоу. Фото: кадр из программы

Получив отказ, Листьев соединил детали «Колеса фортуны» и других громких проектов и создал собственное шоу с отличиями в сценарии. Например, если в англоязычной игре участники видели на колесе деньги, в «Поле чудес» на барабане крутились очки. Ну и сложно представить Пэта Сейджака, увешанного, как Леонид Якубович, подаренными баранками и в шапке-ушанке.

Поле чудес
«Поле чудес» создатели честно пытались купить, но получили отказ. Фото: кадр из программы

«Вечерний Ургант»

Деревянный стол с гостевым диванчиком слева, ведущий в костюме, за его спиной — вид вечернего города. Что это: «Вечерний Ургант» или «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом»? И то и другое. Но если второй — оригинальный и популярный в США формат, первый продукт — плагиат на российском ТВ. Или адаптация, если хотите.

«Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом»
Кадр из шоу «Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом»

«Под копирку слизали заставку Saturday Night Live, выход из шоу Конана, диван Джея Лено и стол Леттермана», — негодовал критик Гоша Биргер и его коллеги после премьеры. Но за почти восемь лет «Ургант» обрусел и обзавелся оригинальными рубриками — в нем, кстати, на днях тоже обсуждалось новое шоу Собчак. Хотя доходы Ивана все еще меньше, чем гонорары Леттермана: примерно 8,5 млн долларов у Урганта против 14-20 миллионов у Дэвида в годы работы над проектом.

Вечерний Ургант
«Вечерний Ургант» называли калькой, адаптацией, плагиатом. Но шоу прижилось. Фото: кадр из шоу

Читайте также: