Почему Микеланджело Буонарроти терпеть не мог великого Леонардо да Винчи

Микеланджело Буонарроти

«И резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы», - говорил Микеланджело Буонарроти

Его мама, Франческа ди Нери, будучи на сносях, упала с лошади. Кормить сама она уже не могла, и новорожденного отдали в семью каменотесов по фамилии Тополино. Повзрослев, Микеле часто навещал приютившее его семейство и вместе с кучей отпрысков Тополино-старшего учился орудовать молотком и зубилом. Привязанность к этим простым людям гений итальянского Возрождения пронес через всю жизнь.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его мать, не выдержав очередной беременности, умерла. Отец ушел в себя, домом управляла тетка Кассандра, и ребенок оказался никому не нужен. Микеланьоло сбегал за город к Тополино. Паренек ловко орудовал обеими руками, придавая камню нужную форму, и здорово рисовал, но Буонарроти-старший - мэр городка Капрезе - видел в сыне только банкира или ростовщика. За строптивость мальчишку жестоко пороли. И только когда Микеле стал отдавать отцу флорины, которые ему согласились платить в школе живописи как наиболее талантливому ученику, Лодовико Буонарроти махнул рукой на причуды наследника.

Пройдет время, и, создавая знаменитые фрески, Микеланджело в образе святых изобразит мощные фигуры каменотесов, что вызовет возмущение церкви. Вообще с анатомией он познакомился довольно поздно, с трудом добившись права присутствовать на вскрытиях в монастырском морге. До этого интуитивно угадывал очертания тел. «Ты, видно, уже рисовал голых женщин!» - подтрунивали над ним приятели. «Разве я не видел их, когда они собирают бобы в поле?» - оправдывался Буонарроти. Создавать анатомически выверенные изваяния - то, к чему он стремился всю жизнь.

Фигура Ночи - фрагмент усыпальницы рода Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520 - 1534 гг.). Левая грудь статуи деформирована объемным образованием, отечным соском и сморщенной кожей сбоку, что говорит о запущенной стадии рака, полагают эксперты

Важные вехи

Одна из первых работ мастера
Папа Юлий II

Кстати. На закате жизни Микеланджело жаловался на бедность. Между тем на момент смерти его состояние  по современному курсу составляло десятки миллионов долларов.


Устыдился тщеславия

В 1497-м Микеланджело изготовил великолепную пьету - «Оплакивание Христа», выставленную в одной из капелл собора Святого Петра. Правда, авторство поначалу приписали другому скульптору. И тогда мастер высек на камне: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». Позже он сожалел о своем поступке и не подписывал скульптуры. Пьета действительно уникальна - ее создателю едва исполнилось 24. Вот почему уже современники называли Микеланджело божественным. При этом Буонарроти всегда был собою недоволен. Рафаэль говорил о нем: одинок, как палач. Тот избегал толпы, в гневе мог разогнать помощников. Строго спрашивал, прежде всего с себя. Перед смертью сетовал, что недостоин встречи с раем, так как не оставил потомков - только каменные изваяния.

«Оплакивание Христа» (1497 г.)

Несокрушимый гигант

Подлинник статуи Давида можно увидеть во Флоренции в Академии изящных искусств. Изначально его представили на площади Синьории 8 сентября 1504 года. Но он разрушался, и в 1910-м там установили копию. Пятиметровое изваяние весом в шесть тонн Микеланджело высек из единой глыбы мрамора. Причем камень был испорчен и мог разрушиться. Верхняя часть скульптуры получилась более масштабной, правая рука крупнее левой. Давид косоглаз, к тому же у него не хватает мышцы на спине. Зато мастер точно изобразил набухание яремной вены на шее в момент напряжения, притом что система кровообращения в его время не была хорошо изучена. И детально выписал половые органы, настаивая, что должен делать все точно так же, как Господь Бог, создавая Адама.

«Давид» (1501 - 1504 гг.)

Язык-бритва

Мастер любил пригвоздить собратьев по цеху. О чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе, высказался так: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший полотно, где лучше всего вышел бык, получил от Микеланджело: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».


Скрестили кисти

Леонардо да Винчи, родившийся на 23 года раньше Буонарроти, видел в нем соперника и дразнил Микеланджело, превознося живопись и презрительно отзываясь о скульптуре. Однажды Буонарроти отпустил шпильку в адрес да Винчи по поводу его незаконченной конной статуи в Милане. В ответ Леонардо посоветовал прикрыть интимные места Давиду. Соперникам предложили расписать зал Палаццо Веккьо в Риме, выбрав для этого батальный сюжет. Да Винчи сосредоточился на изображении лошадей, а Буонарроти опять нарисовал «обнаженку» - солдат, застигнутых командой к сбору в момент купания. Работа из-за перебранок гениев затянулась и в итоге была перепоручена другим художникам.

Леонардо Да Винчи

Потолок покрасьте

Микеланджело нередко уничтожал свои творения, считая их несовершенными. В 1508 - 1512 годах, расписывая Сикстинскую капеллу Ватикана, он придумал подвесные леса, которые прикрывали потолок, - не хотел показывать результат раньше времени. Мастер почти не выходил из помещения. Работал стоя, сильно запрокинув голову. В одном из стихотворений описал свое состояние: «Калекой, горбуном, хромцом, уродом я стал, трудясь, и, видно, обрету лишь в смерти дом и пищу по доходам…» И в добавление к несчастьям: «Резь, лихорадка, боль зубов и глаз...»

Четыре года под сводом капеллы подорвали здоровье Микеланджело: он страдал остеоартритом, сколиозом и астмой из-за постоянного вдыхания ядовитых красок. Вот вам и «здрасьте - потолок покрасьте».


Гениталии задрапировали

С 1537 по 1541 год на стенах алтаря Сикстинской капеллы Микеланджело создавал фреску «Страшный суд». Картина со множеством обнаженных тел вызвала переполох. Художник отказался прикрыть гениталии персонажей, и тогда это поручили сделать другому живописцу - тот задрапировал чресла кусками материи. За что получил кличку Штанописец. Современные исследователи заподозрили, что в образах святых Буонарроти изобразил посетителей общественных бань, в которые частенько захаживали гомосексуалисты. К слову, заднеприводные любят намекать на общность интересов с гением. Однако однозначного мнения на этот счет нет. Скажем, в юности Микеле был серьезно увлечен дочерью Медичи Контессиной. В 61 год в его жизни появилась 47-летняя вдова Виттория Колонна. Их роман в письмах продолжался десять лет, было несколько личных встреч. Говорят, скульптор несколько раз делал предложение, но Виттория твердо решила не вступать после смерти мужа в брак.

«Страшный суд» (1537 - 1541 гг.). После скандала на фигурах прикрыли лишнее. Фото: Globallookpress.com

В 1547-м в возрасте 57 лет Виттория умерла на руках у Микеланджело. Он сочинил сонет на смерть дамы своего сердца и больше после этого не писал. Перестал заниматься живописью, не принимал заказы на скульптуры. Брался лишь за небольшие архитектурные проекты.

Возможно, в течение долгой жизни он вступал в половые контакты и с проститутками, и с юношами-моделями. Но вряд ли был убежденным сторонником однополых связей. Гомосексуалист не способен так любить женщину.


Советы бывалых

Чтобы попасть в Ватикан, лучше приобрести электронные билеты. В любом случае внутри будет тесно. Конечно, стоит потерпеть, но для начала можно заглянуть в церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи на одноименной площади Рима и посмотреть созданную Микеланджело мраморную статую пророка Моисея - центральное место в скульптурной гробнице Папы Юлия II. Вход в базилику бесплатный, а туристов на порядок меньше, чем в Ватикане.

Президент России Владимир Путин подарил Папе Римскому Франциску копию фильма «Грех» Андрея Кончаловского и альбом с фотографиями со съемок картины, рассказывающей о жизни мастера эпохи Возрождения. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
Кадр из фильма «Грех»