Пётр Клодт делал лошадей лучше, чем жеребец
![Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров](/wp-content/uploads/2020/06/kl-pre113343.jpg)
Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра и шестерка коней на Нарвских воротах Петербурга. Что объединяет эти и другие скульптуры, кроме имени создателя? Правильно - энергия движения, оживляющая бронзу. 5 июня исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта.
Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805 - 1867) происходил из знатного, но небогатого рода балтийских немцев. Его отец добыл славу боевого генерала на полях Отечественной войны 1812 года. Его портрет и поныне висит в галерее героев в Эрмитаже. Несмотря на суровость военной службы, отец будущего скульптора тянулся к творчеству. «Когда я был маленьким, мой бедный отец радовал меня, вырезая из бумаги лошадок», - рассказывал Клодт внучке незадолго до смерти.
Петр Карлович с детства рисовал, лепил и вырезал коняг, подолгу наблюдая за ними и изучая позы. Любовь к деталям и анатомическая точность оживляли его поделки. Однажды молодой юнкер сделал деревянную игрушку для сына писателя Николая Греча. Тот сразу разглядел талант и вместе со знакомыми скинулся на набор инструментов для резьбы. Клодт вырезал еще более искусные фигуры, которые так понравились великим князьям Михаилу и Николаю, что те убедили молодого офицера задуматься об истинном призвании. Их отец, император Николай I, впоследствии стал главным ценителем творчества скульптора.
![«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)](/wp-content/uploads/2020/06/kl-3113359.jpg)
Галопом по Европам
Клодт не получил полноценного художественного образования. Он ушел с военной службы, открыл в Петербурге мастерскую, в которой усердно копировал античные образцы, учился обращаться с глиной и гипсом. В тесный подвальчик умудрялся затаскивать жеребцов и кобыл. Когда в 1838-м умер выдающийся литейный мастер Василий Екимов, Клодту пришлось постичь тонкости и этого ремесла. Вскоре он занял место руководителя Литейного двора Императорской академии художеств. Занимался отливкой памятника Владимиру Великому для Киева, подкорректировал первоначальный эскиз.
Работами Клодта восхищались европейские монархи и жители мировых столиц. Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Москва, Киев, Берлин, Неаполь… Табун клодтовских лошадок распустил по Европе сам император Николай I. Ими заменяли скульптуры, раздариваемые императором прямо с городских улиц.
![Петр Карлович внешне был весьма не дурен](/wp-content/uploads/2020/06/kl-2113355.jpg)
Отомстил любовнику
Группа из четырех коней на Аничковом мосту - самое знаменитое произведение Петра Карловича. Именно с ним связано больше всего легенд. Самая известная - будто бы на церемонии открытия моста Николай I хлопнул художника по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Широко известна байка о том, что в паху одной из скульптур Клодт запечатлел не то Наполеона, не то физиономию любовника своей дражайшей супруги, которой вздумалось гульнуть. После установки коней Аничков получил второе название - «Мост 18 яиц»: четыре жеребца, четыре скульптурных юноши и один дежурный городовой. Кстати, изначально бронзовых скульптур было две, а пара других копировала их в гипсе. Задумка мастера читается так: по часовой стрелке от дома № 40 по набережной Фонтанки мы видим стадии укрощения строптивого коня. Поэтому первые два коня неподкованные.
![Первая серьезная работа мастера - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге](/wp-content/uploads/2020/06/kl-5113402.jpg)
И другие звери
Клодт лепил не только лошадей - всю силу анималистического таланта он вложил в памятник баснописцу Ивану Крылову. Его установили в 1855 году в Летнем саду. Деньги на него собирали по всей России. Однако после открытия монумент удостоился едких комментариев. «Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта», - отчитывал мастера поэт Тарас Шевченко.
![Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду](/wp-content/uploads/2020/06/kl-4113401.jpg)
Трагический силуэт
Кони Аничкова моста стали символом города. Во время блокады Ленинграда их сохранили, зарыв в мерзлую землю. Возвращение скульптур стало символом Победы. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала ночь с 1 на 2 июня 1945 года: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».
![Двух коней с Аничкова моста Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV](/wp-content/uploads/2020/06/kl-6113405.jpg)
![Иулиания Спиридонова, ставшая баронессой Клодт](/wp-content/uploads/2020/06/kl-1113348.jpg)