Иероним Босх: почетный профессор кошмаров
Летом в Москве открылась выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны». Любители искусства обрадовались: появилась возможность увидеть бесценные полотна, собрать которые на одной выставке возможно только после многолетних переговоров. Вон даже Испания и Нидерланды не смогли договориться. На самом деле это распечатанные на принтере репродукции, которые чесом возят по России. Ни о каком профессиональном освещении говорить не приходится - синтетический холст отвратительно бликует под лампочками. Одна из «картин» просто лопнула и повисла на раме, как половая тряпка. Ладно, сделать новую недорого. Забавно, что о подобном шарлатанстве нас предупреждал сам мастер.
Картины Иеронима Босха (1450 - 1516) полны тайн. Они не банальное отражение того, что художник видел, а диалог со зрителем. Исследователи спорят о смыслах и алхимических знаках в его работах. А музеи ссорятся из-за искусства пятисотлетней давности.
Искусствовед Карел ванн Мандер в 1604 году написал:
- Кто расскажет об удивительных и странных мыслях в голове Иеронима Босха? О привидениях и адских чудовищах, которые пугали, а не услаждали зрителя?
Голландский живописец творил в одно время с прославленными деятелями Высокого Возрождения. Но его монстрам нет аналогов на полотнах Микеланджело Буонарроти. Испанский монах и библиотекарь XVIII века Хосе дэ Сигуэнса считал:
- Разница между его работами и других художников в том, что другие старались изобразить людей такими, как они выглядят снаружи. Босху хватало мужества изобразить их такими, как они есть изнутри.
Мутанты и мистерии
- Родился Босх около 1450 года в семье живописца Антония ванн Акена. Художниками были его дядя, дед, прадед и даже мать - дочь резчика по дереву. Неудивительно, что он унаследовал семейное дело. Однако работы такого деятельного рода неизвестны.
- Босха знали по всей Европе. Но он не оставил ни дневников, ни писем, ни пояснений к картинам. Подробности жизни малочисленны. Был женат на дочери богатого купца. Но брак оказался бездетным. Все, чем он владел, Алейта Гойартсван дер Меервене раздала друзьям и ученикам и тихо скончалась три года спустя после смерти мужа.
- Самая известная работа - триптих «Сад земных наслаждений» - пугала современников. Они решили, что живописец заключил сделку с дьяволом, чтобы воочию узреть ад. Даже на яркой и веселой центральной части изображены оргии и сладострастный разврат. А створка «Музыкальный ад» полна мутантов, пыток и насилия: люди сами вспарывают себе животы, и кровь течет рекой.
- Известны всего 24 картины Босха, что невероятно мало для творца, всю жизнь проведшего в мастерской. Король Испании Филипп II (1528 - 1598) собрал самую полную коллекцию и, по сути, спрятал картины. Он хотел сдержать адские образы, способные захватить мир. Нельзя было и уничтожить еретические доски - на них явно отпечаталось прикосновение высших сил. Мир открыл Босха заново только в начале ХХ века.
- «Почетный профессор кошмаров» - таким титулом наградили художника сюрреалисты. Сальвадор Дали учился на полотнах Босха, копируя фантастические существа, и создавал собственных аллегорических уродцев.
- С 2016 года в родном городе художника проводится парад Босха. С 17 по 20 июня по реке Доммель сплавляются фантасмагорические персонажи.
Разбор картины «Извлечение камня глупости»
Не будьте Люббертами. Чему нас учит 500-летняя картина.
Полотно «Извлечение камня глупости» написано между 1475 и 1480 годами. Но принадлежит ли оно кисти Босха? С одной стороны, высочайшая новаторская техника: тонкие мазки, прозрачное небо. С другой - распространенный сюжет и отсутствие документов, подтверждающих авторство.
Искусствоведы договорились, что картина создана в мастерской Босха, но, возможно, работали над ней ученики. В 2016 году из-за этого поссорились музеи Прадо (Испания) и Северного Брабанта (Нидерланды). Земляки художника, готовившие выставку к 500-летию, собирались выставить «Извлечение камня глупости» с припиской: «Голландский художник, последователь Босха». Испанцы были категорически против. И отказались предоставить картину.
1. Картину обрамляют надписи.
Сверху: Meestersnijtdiekeyeras («Доктор, скорее камень извлеки»). Снизу: Mynenameeslubbertdas («Меня зовут Любберт»).
«У него в голове камень», - говорили в средневековье о глупом человеке. Шарлатаны на деревенских ярмарках облапошивали доверчивых пациентов. Сделав надрез, они подкладывали в руку камень, который и предъявляли клиенту. Такой фокус и сегодня популярен у филиппинских хилеров. Но кто согласится на такую операцию? Только Любберт - коллега русского Ивана-дурака.
2. Форма картины называется «тондо» (сокращение от итальянского rotondo - круг).
Босх часто использовал этот формат, чтобы подчеркнуть, что в картине заключен весь мир. Он рисует не частный случай, а аллегорию.
3. Вещи не на своем месте или используются не по назначению.
Перевернутая воронка вместо шляпы - символ ложной мудрости. Шарлатан не может наполнить голову чем-то полезным. Книга на голове монахини - пустое знание, которое для вида хранится снаружи.
4. Кувшинчик на поясе - знак корыстолюбия.
Сколько ни наполняй его, все мало. Кинжал, который проткнул кошель простака, подтверждает, что все это - афера. Да и кошелек монахини, которым нам буквально тыкают в глаза, вопиет, что каждый здесь блюдет свою выгоду.
5. Монах-пьяница.
Вино использовали как болеутоляющее. Возможно, даже опоили простофилю, чтобы он согласился на операцию. Да и сам монах, понимая, что участвует в разводке, глушит совесть алкоголем. Босх открыто критиковал представителей церкви, которые пользовались неграмотностью паствы, да и сами были малообразованны.
6. Город на горизонте.
Очертаниями напоминает родной Хертогенбосе художника (Герцогский лес). По-простому - «Лес», по-нидерландски - Босх! Иеронимус Босхский - творческий псевдоним Еруна Антонисона ван Акена.
7. Цветок вместо камня.
Почему из раны извлекают бутон - символ, не разгаданный до сих пор? Кстати, один уже лежит на столе. Кто-то предполагает, что это тюльпан - дорогостоящий цветок, символизирующий шальные деньги. Однако тюльпановый бизнес начался в Нидерландах гораздо позже, да и не похож бутон на него. Кто-то считает, что цветы - символ пустых и праздных наслаждений, что в суровой протестантской этике все та же глупость.
Загадки Босха были неочевидны и для современников. То, что не все они поддаются расшифровке, притягивает наши взоры и пять сотен лет спустя.
Кстати
- Доски Босха рассеяны по миру. Больше всего их в Испании: четыре картины хранятся в музее Прадо и еще одна - в Королевском дворце. Три полотна в Галерее академии в Венеции. В Вене две работы, но в разных галереях. Еще три - в Бельгии. В США есть четыре картины. К счастью для любителей живописи, по договоренности с мировыми музеями все репродукции в высоком разрешении представлены в архиве Википедии.