Александр Галибин: «На сплетни, что проталкиваю жену, внимания не обращаю»

Александр Владимирович называет свою Ирину ангелом-хранителем. Фото: Instagram.com
Александр Владимирович называет свою Ирину ангелом-хранителем. Фото: Instagram.com
Став к 60 годам в третий раз отцом, народный артист учится быть преданным

Начало его кинокарьеры оказалось очень ярким. После детектива «Трактир на Пятницкой», где Александр Галибин сыграл вора-карманника Пашку-Америку, он стал много сниматься. Потом взял паузу, пробовал себя в режиссуре, руководил несколькими театрами и снова вернулся в актерство. С какими мыслями Александр Владимирович недавно отпраздновал 65-летие, мы узнали у него самого.

- На юбилей хотелось куда-то поехать с семьей, но не удалось, - признался Галибин. - Зато Московский Английский клуб, куда я вхожу, устроил за городом роскошную встречу. Но самые лучшие подарки для меня - это дети и внуки. Старшей Марии 42 года, ее дочке Лизе 21. Ксении - 17, а Василию - 6. Когда ребята делают что-то своими руками - приятно, а к дорогим презентам спокойно отношусь.

- Нынешняя ситуация сильно на вас повлияла?

- Карантин дома за работой провел. Готовился к съемкам своего очередного фильма для детей «Маруся Фореvа!». Не так давно его закончил, и в следующем году, надеюсь, зрители увидят. Я уже три фильма для детей снял, готовлюсь к четвертому - мы выиграли грант.

- Вам в жизни часто выпадал выигрышный лотерейный билет?

- То, что я попал в профессию - большая удача. Я же не из актерской семьи, но еще в школе занимался в драматическом кружке. А потом, в 1973 году, со второго раза поступил в родном Ленинграде в ЛГИТМиК. В школе любил кино, но ни никогда не восхищался звездами, не собирал открытки с ними.

Папа работал декоратором-постановщиком на «Ленфильме». С шести лет брал меня в экспедиции. Но выступал категорически против того, чтобы я стал актером. И потом никогда не приходил на мои спектакли. Но когда в 23 года судьба преподнесла мне роль в фильме «Трактир на Пятницкой», после чего я стал известным на весь Союз, оттаял. Я тогда только заканчивал театральный, был молодой и наглый. Эта картина плюс «Романовы. Венценосная семья» и, конечно, «Мастер и Маргарита» и есть мои выигрышные лотерейные билеты.

В «Трактире на Пятницкой»
В «Трактире на Пятницкой». Фото: Kino-teatr.ru

Когда в 18 лет прочитал этот роман Булгакова, пусть даже сокращенный вариант, для меня он стал потрясением. Даже сессию с трудом сдал. Мы жили в доме, напротив которого была библиотека жилищной конторы. Так что читал запоем все подряд и везде: на кухне, в ванне, в туалете. Меня за это ругали, но знания из тех книг до сих пор со мной.

- Почему в фильме «Мастер и Маргарита» вашего героя режиссер Бортко поручил озвучить Сергею Безрукову?

- Безруков же сыграл Иешуа, вот Бортко и решил, что мой Мастер должен говорить с ним одним голосом. Тут нет подводных камней, интриг, просто такой ход. Считаю это ошибкой. Но, конечно, решение режиссера для меня закон. «Мастер и Маргарита» - культовая книга, с ней связано много мистических вещей. Иногда придуманных. Но иногда и правда случалось что-то невероятное. Я имею в виду наши съемки: внезапно падали тяжелые предметы, артисты голоса теряли. Но не надо себя пугать и накручивать. Когда я снимался у Глеба Панфилова в роли Николая II в «Романовых», мне приснился сон. Я тогда работал в Александринском театре и увидел, как иду по родным коридорам с семьей. Поднимаемся по лестнице, входим зал. Огнями светится сцена, а рядом, в царской ложе, отодвигается занавеска, и оттуда выглядывает голова государя. Он пристально посмотрел на меня, кивнул и скрылся. Я понял, что Николай разрешил мне прикоснуться к своей семье, своей жизни. Это мистика, и она случается в жизни любого человека.

С Владом Галкиным в «Мастере и Маргарите»
С Владом Галкиным в «Мастере и Маргарите». Фото: Kinopoisk.ru

- За свою карьеру вы возглавляли несколько театров - Александринку в Питере, «Глобус» в Новосибирске, Станиславского - в Москве. И нигде не задержались надолго. Почему?

- Всем труппам я благодарен. Какие-то мои идеи не принимались, контракты заканчивались, и я уходил. Этой мой путь, я им горжусь, ни за что не стыдно. Конечно, хотелось бы сделать такой театр, как БДТ у Георгия Товстоногова, или «Современник» у Олега Ефремова, или «Ленком» у Марка Захарова. Но видно, жизнь вела меня в другую среду. Очень жалко, что разрушили хорошие спектакли, которые я поставил. Их любили и до сих пор вспоминают зрители.

- Посидев в кресле худрука, трудно сейчас работать рядовым актером в «Школе современной пьесы»?

- Я счастлив, что Иосиф Райхельгауз сразу после моего ухода из Театра Станиславского позвонил и предложил поработать у себя. Сказал: «Приходи, будешь делать, все что захочешь». Плюс я сразу стал преподавать в РАТИ на курсе Райхельгауза, а далее мне самому дали курс. Иосиф Леонидович на время съемок снимает из репертуара мои спектакли, а потом возвращает. Но театр для меня всегда в приоритете. Прежде чем уехать в экспедицию, думаю, как спланировать время, чтобы никого не подвести.

Роль в фильме «Романовы. Венценосная семья» актер считает одной из лучших
Роль в фильме «Романовы. Венценосная семья» актер считает одной из лучших. Фото: Film.ru

Поздний ребенок

- В первый раз вы женились в 19 лет на будущем режиссере Ольге Наруцкой…

- Да, мы поженились еще на втором курсе. Наш с Олей фильм «Муж и дочь Тамары Александровны» был очень популярен в конце 1980-х годов. Сценарий она специально для меня написала. Эта картина отразила время, эпоху. Не зря получили приз в Венеции. Маша, наша дочка, вначале стала актрисой, но не пошло. Сейчас она психолог, и ей это нравится. И у меня уже давно другая супруга - Ирина Савицкова. (У Галибина за плечами еще один брак, с немкой Рут Винекен, но о нем он вспоминать почему-то не любит. - Я.Г.) Ира на 18 лет меня моложе. Замечательная актриса, у нас двое детей: маленький сын и дочка Ксения, которая сейчас поступила в РАТИ к Юрию Бутусову на актрису. Я отговаривал ее как мог, но не получилось.

Дети от нынешнего брака актера и режиссера - Ксения и Василий
Дети от нынешнего брака актера и режиссера - Ксения и Василий. Фото: Instagram.com

Я и в 23 года отлично себя чувствовал, когда впервые отцом стал, и почти в 60 лет, когда младший Вася родился. Сейчас учусь у него открытости миру, умению радоваться очень простым вещам, любить и уважать других, быть преданным. К моему возрасту эти вещи воспринимаются как само собой разумеющееся. Страха, что родился поздний ребенок, не испытываю и надеюсь, что успею вложить в сына все что смогу.

Вторая жена Галибина переводчица Рут Винекен старше его почти на 10 лет
Вторая жена Галибина переводчица Рут Винекен старше его почти на 10 лет. Фото из личного архива

- Вы вели блестящую программу «Жди меня». Почему ушли оттуда?

- Три года вместе с Ксенией Алферовой вел эту программу. Было очень трудно, это ведь не придуманное шоу, а настоящие человеческие судьбы. Мы показывали и горе, и радости. Я окунался в каждого героя. После съемок как выжатый лимон возвращался домой. А потом случилась реорганизация программы, и все из нее ушли. Не только ведущие, но и операторы, режиссеры, гримеры. Не знаю, что уж там произошло. Но сейчас ТВ, где в основном желтизна, не смотрю. Ну совсем не интересно.

Первая жена Ольга Наруцкая пригласила Галибина на главную роль в своем фильме «Муж и дочь Тамары Александровны». В круге - дочь пары Мария, справа - ее Лиза
Первая жена Ольга Наруцкая пригласила Галибина на главную роль в своем фильме «Муж и дочь Тамары Александровны». В круге - дочь пары Мария, справа - ее Лиза. Фото: Fotodom.ru и Instagram.com

-Вы помогаете своей жене-актрисе Ирине в карьере?

- Ирочка - моя судьба, мой ангел-хранитель, моя муза. Это она мне всегда помогает. И всегда рядом. Но если есть возможность, я делаю для нее спектакли. «Кроткая», «Фрекен Жюли», «Игроки», «Женитьба Фигаро», «Братья Ч»… Во многих театрах, где я работал, у нее были хорошие роли. Сейчас она играет в «Балтийском доме» Анну Каренину в моей постановке. Она блестящая актриса. И на сплетни, мол, понятно, проталкивает жену, внимания не обращаю. Мою семью - Иру, детей и маму - никто трогать не должен. А на тех, кто осуждает и обсуждает, не обращаю внимания. Это их проблемы. Родители научили меня трудится и уважать чужой труд, что я всю жизнь и делаю.


Болезнь поменяла жизнь

В 1982 году, снимаясь в фильме «Нас венчали не в церкви» Галибин отпросился на пару дней в Москву - поздравить дочь с днем рождения. И в поезде потерял сознание.

- Запустил болезнь, все терпел и вот довел себя до того, что понадобилась экстренная операция, - говорит Александр. - Я мог умереть. И понял, что остался жив потому, что сделал не все, что должен. Пришло осознание, что нужно что-то менять. Но понадобилось еще несколько лет, чтобы ощущения сформировались в конкретное действие. Я принял решение поступить на режиссерский курс ГИТИСа.

Читайте также: