Людям не платят деньги, чтобы не обрушить рубль

Людям не платят деньги, чтобы не обрушить рубль
Нас уверяют, что жизнь, как прежде, уже никогда не будет. Фото: картина Терри Роджерса
Падающие доходы населения помогают либерально-экономическому блоку сдерживать инфляцию

Известный финансист, один из основателей российского фондового рынка и основоположников теории эффективного рынка капитала, профессор, доктор экономических наук Игорь Костиков рассказал об экономических и политических выгодах эпидемии коронавируса.

— Игорь Владимирович, коронавирус довольно серьезно изменил жизнь каждого человека. Нас уверяют, что, как прежде, теперь уже никогда не будет. Для большинства это плохо, но ведь кто-то и выиграл.

— То, что нам сейчас привносится с точки зрения медицины, биологии, вирусологии и эпидемиологии, то все это носит вероятностный характер, включая и процедуру лечения, и процедуру тестирования. Раз все это носит вероятностный характер, то возникает вопрос: почему мир на базе этого подхода решил, что необходимо срочно все поменять?

Я думаю, есть целый ряд интересантов. Я сразу могу сказать, что среди интересантов Всемирная организация здравоохранения, политическое влияние которой резко возросло. Здесь совершенно очевидный конкретный групповой интерес, который не совпадает с интересом, так сказать, в целом человечества.

Доктор экономических наук Игорь Костиков
Доктор экономических наук Игорь Костиков

Но есть и другие интересы.

Когда мы говорим, скажем, о возникновении заражения в Ухане, был мощный информационный вброс о том, что Китай воспринял эпидемию невероятно серьезно. Мы имеем возможность оглянуться назад. Ну, насколько это серьезно было, мы судить не можем, правильно? У нас нет никаких объективных данных, кроме тех, которыми нас снабжает Китай. Я не верю, что Китай это сам создал. Но когда увидели, что начинает разрастаться некая эпидемия, то почему бы ей не воспользоваться в собственных интересах? И на самом деле на сегодняшний момент получается, что наибольший объем выгод из этого получил именно Китай.

Мы видим, что мир перестал обращать внимание на ситуацию в Гонконге, она просто исчезла из информационного пространства. Полностью исчезла ситуация с мусульманскими регионами страны. Китаю удалось избавиться ото всех известных инакомыслящих и от иностранцев, которые пытались заниматься тематикой так называемых прав человека, доставляя Китаю политические неудобства. Все эти вопросы были решены.

Но кроме этого дальше мы смотрим на экономическую ситуацию. Остановка Китая как мирового промышленного центра привела к чему? К тому, что цены на все сырьевые товары упали практически до нуля. Теперь же Китай полностью заполнил свои нефтехранилища и обеспечен нефтью на ближайшие полтора года, что естественно будет сказываться и на цене нефти, потому что Китай практически ничего не будет закупать. В то же время это резко снизит издержки производства в самом Китае.

Следующий вопрос. Китай продемонстрировал в конечном итоге миру, кто является вообще-то мировой мастерской. Китай прекратил производство, и очень многие столкнулись с тем, что поскольку нет поставок из Китая, то приходится замораживать часть своих производств, потому что нет поставок из Китая. А в мире-то это — катастрофа, потому что приостановка поставок из Китая привела к резкому падению производства в тех же Соединенных Штатах, объема продаж в Соединенных Штатах.

Но когда началась эта паника вокруг пандемии так называемой, мы обратили внимание, что мир оказался без защитных средств: маски, костюмы, аппараты искусственной вентиляции легких, потребность в которых была нам в качестве способа лечения привнесена китайцами. Оказалось, что главным поставщиком этого всего является Китай! Кстати, уже несколько клиник американских подтвердило, что сами аппараты ИВЛ могут являться причиной ухудшения состояния здоровья, а то и смертности пациентов. Начинает, так сказать, выясняться, что не так это все нужно, так, как это все, так сказать, было прорекламировано.

Мы прекрасно понимаем, что масштаб проблемы с коронавирусом на порядок меньший, но в силу того, что сегодня у нас обмен информацией и возможность ей манипулировать стала всеобщей и всем доступной практически, то легко создавать ажиотаж, легко создавать панику, и уже, собственно, реакция начинается не с самого факта.

— Правда ли, что Китай можно назвать еще и убийцей экономик Италии и Испании. Или не все так однозначно?

— Совсем не так. Смотрите, Италия на сегодняшний день находится в ситуации худшей, чем Греция была в 2008-м, потому что на следующий год над ними висит высокая вероятность реального дефолта.

И эта истории с пандемией очень вовремя подвернулась. А с учетом того, что значительная часть нынешнего итальянского правительства просто не имеет высшего образования и никакого опыта, то, собственно говоря, они до этого находились в панике, связанной с тем, что будет с долгами, а теперь паника с медициной в какой-то степени перекрыла ту панику. И мы уже видим, как ЕС начинает извиняться перед Италией, говоря о том, что они вовремя не помогли. Этого Италия и добивалась. Им теперь будут помогать, а должны были оставить самих разбираться со своими экономическими проблемами.

Италия находится в худшей экономической ситуации, чем Греция была в 2008 году.
Италия находится в худшей экономической ситуации, чем Греция была в 2008 году. Фото: Cecilia Fabiano/Keystone Press Agency/globallookpress.com

У Испании похожая ситуация, и, естественно, странам, якобы сильно пострадавшим от пандемии, конечно, будет проще обсуждать тему финансовой помощи от ЕС. Я думаю, что испанцы последовали за Италией, они увидели, как итальянцы все это успешно делают.

Я уже слышал в новостях «Euronews», что губернатор Ломбардии заявил о том, что поскольку настроенные временные госпитали с ожиданием большого притока больных пустуют, то в связи с этим Ломбардия предложила другим регионам Италии, где было меньше заболеваний, направлять больных к ним. Интересный показатель, учитывая, что Ломбардия больше всех кричала, что они не справляются, у них все плохо, ну и так далее.

— Среди ваших знакомых есть заболевшие?

— Только один. Он живет в Лондоне. Вначале у него просто была простуда, Его начали подозревать на коронавирус, забрали, привезли в больницу, поместили в инфекционное отделение. Взяли анализы. Анализы установили, что никакого коронавируса нет. Судя по всему, пока он там был, он заразился, и когда его привезли домой, то через пять дней у него обнаружили коронавирус. Говорят, таких случаев заражения достаточно много. Потому что госпитали становятся разносчиком инфекции, и мы это прекрасно знаем.

Меня в хорошем смысле поражает эффективность их деятельности. Например, мы знаем, что есть недостаток тех самых аппаратов ИВЛ. Они в течение трех недель запустили на «Мерседесе» производство портативных систем ИВЛ. Причем неинвазивной, в отличие от обычных машин, где в трахею вставляются соответствующие трубки. Их всего-то надо на страну 30 000 штук, они наладили их производство 1000 штук в день. И в течение месяца потребность страны в этих аппаратах покроют, и они достаточно недорогие. То есть им не надо везти из Китая.

Кстати, еще одно последствие для стран, для многих сейчас актуально, особенно, я имею в виду Великобританию и Соединенные Штаты, когда руководство этих стран говорит, что надо восстанавливать производство у себя, а не ориентироваться на Китай и понижать свою зависимость от внешних факторов. Повальное импортозамещение.

— То есть для США вся эта история может стать новой отправной точкой?

— В США карантин жесткий введен, насколько я понимаю, в нескольких демократических штатах. Идут марши протеста в этих штатах против введения карантина. Трамп заявил, что карантин является грубейшим нарушением конституционных прав граждан, и призывает граждан протестовать против губернаторов этих штатов.

Я могу сказать опять же, если мы вернемся к статистике и показателям смертности на миллион жителей в Штатах, это вообще не катастрофично, несмотря на те цифры, которые нам приводят. Но не забывайте, что в США сейчас почти 350 млн жителей. Есть проблема в Нью-Йорке, но там нет жестокого карантина. Я своего коллегу попросил, чтобы он проехался по Нью-Йорку, пофотографировал, показал, что там происходит. Конечно, там нет толп. Но город живет своей жизнью и, несмотря на то, что большинство людей ходят в масках, ездят в масках, в Центральном парке народ лежит, загорает и музыка играет. Конечно, тяжелее ситуация в бедных кварталах, понятно, что там скученность, меньше доступ к медицинской помощи и в связи с этим выше смертность. Но это, очевидно, причина совершенно другого рода. Речь идет о том, что вот эта пандемия в общем-то позволяет президенту отрабатывать свою повестку.

Сейчас уровень безработицы там совершенно фантастический. Но если они экономику запустят, то безработица будет снижаться, и даже если она будет высокая, то темп снижения безработицы будет достаточно хороший, и у Трампа шансов переизбраться будет достаточно.

— Плюс ко всему можно обвинить во всем китайцев.

— Что он и сделал. Китайцев, пандемию, то, что демократические штаты плохо организовали медицинское обслуживание населения. То есть виноватых назначить очень легко. Можно найти козлов отпущения, на которых все это дело списать.

— Ну а мы на кого все спишем? Китайцы наши друзья. Американцы с европейцами тоже не виноваты.

— Втянувшись в эту историю, мы пошли по пути, который нам был задан извне и не в лучшей ситуации. Потому что если Китай отыгрывается на цене на нефть, то мы проигрываем. Если Китай отыгрывается на цене на сырьевые товары, то мы проигрываем.

Людям не платят деньги, чтобы не обрушить рубль
Китай в экономическом плане только выиграл из-за всей истерии с пандемией коронавируса. Фото: TPG/Keystone Press Agency/globallookpress.com

К сожалению, наша ситуация, текущая… может быть, это связано с тем, что у нас абсолютно молодое юное правительство, которое еще не освоило механизмы управления экономикой на сегодняшний день… Но вот идет время, а никаких реальных мер по поддержке экономики не принято. Мы видим раздражение президента по этому поводу. Даже зарплаты медикам, которые были им обещаны месяц назад, до медиков не дошли. Это говорит о том, каким образом у нас сегодня функционирует бюрократия. Если в Соединенных Штатах Трамп сказал, и они в течение недели, при том, что мы знаем, что в США законодательство очень тяжело применяют и проходят — это Конгресс, Сенат. Но они в течение недели проголосовали, приняли, президент подписал, и это все пошло уже в распределение. А у нас этого не надо было делать. Было решение. И непонятно, почему ничего не делается. Президент дает поручение правительству и министру, что нужно сделать, а те берут под козырек, а потом через неделю говорят: «Ну, не смогли».

Президента, насколько я понимаю, либералы продолжают пугать инфляцией, пугать развалом экономики, пугать тем, пугать сем. Я не вижу в этом никакой проблемы. Понимаете, инфляция возможна, когда у нас бешено растут доходы населения. Заслуга в сдерживании инфляции не столько в политике Центрального банка, но она в том, что у нас семь лет подряд падают доходы населения. Вот это привело к падению инфляции. Вот источник падения инфляции. И вопрос нужно для себя тоже поставить. Что мы хотим? Мы хотим, чтобы у нас население умерло от голода? Ради борьбы с инфляцией. Или наплевать на инфляцию и пусть население нормально живет?

— А что скажете, кстати, о разворачивающейся войне между Дональдом Трампом и Всемирной организацией здравоохранения? Он решил их победить?

— Я считаю, что он молодец, просто Всемирная организация здравоохранения в полной мере включилась в информационную кампанию по пропаганде коронавируса, пропаганде мер против него. Мы понимаем, что она полностью коррумпирована. Вместо того, чтобы заниматься оценкой ситуации, они стали одними из интересантов одной информационной волны, они стали продвигать себя. Для того, чтобы себя продвинуть, Всемирной организации здравоохранения нужно было наделать «ужастиков» с точки зрения короновируса, что они и сделали.

Ведь в последнее время та же Всемирная организация здравоохранения начала что говорить? Зачем они подняли такое требование по карантину? Не потому, что нужен карантин, а для того, чтобы сгладить пики, чтобы национальные системы здравоохранения легче справлялись с количеством заболевших. Чисто по экономической, то есть не с точки зрения медицины и эпидемиологии, а с точки зрения организационно-экономической ситуации стран. Еще обращаю ваше внимание, что у нас есть две страны в центре Европы, это Германия и Австрия, которые практически прошли эту эпидемию без каких-либо последствий.

У немцев осталась — у нас тоже это было в советское время — система мобилизационной медицины. То есть у них отработано, кто куда в какой ситуации должен бежать, что надевать, что носить, куда переносить и так далее. То есть логистика вот таких вот массовых поражений у них отработана. Да, она была отработана еще в ГДР, еще с советского времени, а в ФРГ послевоенном — американцами. Это у них все осталось. Никуда это не демонтировалось. Поэтому я считаю, что во многом это связанно именно с организацией здравоохранения. Они знают куда бежать, зачем бежать, у них формируются мобилизационные запасы, у них есть маски, у них защитные средства, у них все это на всякий случай лежит. И поскольку они все одинаковые, в том числе для химической войны, то они просто этим пользуются и замещают, когда у них сроки проходят.

Видимо, нам тоже придется возвращаться к своим же, так сказать, правилам. Если это получится и мы восстановим часть модели советской медицины, то в коронавирусе уже можно будет найти хоть что-то положительное. Точнее, поучительное. Займемся исправлением ошибок.






Финатлон для старшеклассников — все о деньгах
Людям не платят деньги, чтобы не обрушить рубль