Увековеченные в легендарных советских фильмах усадьбы разваливаются на глазах

Ходить по каменной лестнице опасно. Рядом установили деревянную, но и на ней легко сломать ногу

В прошлом номере мы начали рассказ о подмосковных имениях, засветившихся в любимых всеми кинокартинах: поведали о призраке, который бродит по усадьбе Ляхово из «Формулы любви», и о свадебных церемониях на территории усадьбы Валуево, где снимали «Мой ласковый и нежный зверь». Настала очередь еще двух имений - к сожалению, с печальной судьбой.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 г.)

Где снимали: усадьба Пущино-на-Оке (94 км от МКАД по Симферопольскому шоссе).

История: землю на высоком берегу царь Иван Грозный пожаловал боярину Пуще. В конце XVIII в. помещик Арцыбашев построил здесь двухэтажный особняк. История дома связана с Александром Алябьевым, автором романса «Соловей». Композитор был влюблен в хозяйку - Екатерину Офросимову и женился на ней, когда та овдовела. Власти разрешили Алябьеву поселиться здесь после ссылки, которую он отбывал по обвинению в убийстве. И хотя виновность музыканта не была доказана, ему запретили появляться в столицах.

Последний раз усадьбу реставрировали в 1977-м, перед съемками 

Владельцем имения одно время был хозяин Чайного дома на Мясницкой Сергей Перлов. Последний собственник до революции - фабрикант Николай Каштанов - начал реконструкцию, но вскоре навсегда отбыл в Париж.

Балкон, где веселились гости в картине Никиты Михалкова от которого сегодня ничего не осталось (на фото ниже) 

Камера, мотор! Во время съемок актеры жили в гостинице неподалеку и каждый вечер играли в футбол, потом шли купаться. Чтобы проникнуться атмосферой фильма, даже за кадром обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. Режиссер Никита Михалков не без труда уговорил только что родившую Елену Соловей на роль, и вся компания нянчилась с ее сынишкой.

Балкон, где веселились гости в картине Никиты Михалкова от которого сегодня ничего не осталось 

А как сейчас: после революции в главном здании работала больница, но с постройкой нового корпуса дом забросили. Давно нет балкона, на котором в картине веселятся гости. Разрушена лестница. В 2019-м обвалилась крыша. И только силами энтузиастов, объявивших сбор денег, ее восстановили. Добровольцы устраивают «усадебники» - убирают территорию от мусора. И проводят экскурсии, рассказывая о жемчужине здешних мест. Формально Пущино-на-Оке охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения. Но на деле памятник архитектуры находится в управлении РАН, которую его судьба не интересует.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.)

Где снимали: усадьба Марфино (25 км от МКАД по Дмитровскому шоссе).

Раньше территорию использовал под свои нужды совхоз «Марфино». Теперь здесь запустение 

История: первым владельцем имения, известного с XVI в., называют воспитателя Петра I - князя Бориса Голицына. По легенде, названо поместье в память о его дочери Марфе, утонувшей на переправе через Волгу. Усадьбой владели фельдмаршал Петр Салтыков, граф Владимир Орлов, министр юстиции граф Виктор Панин и первая женщина-министр в правительстве России графиня Софья Панина. После революции на территории находилась детская колония, а позже здравница.

На этом фоне в советском вестерне звучит музыка Эдуарда Артемьева 

Камера, мотор! Несколько сцен режиссер Никита Михалков снимал на конном дворе - герои Солоницына, Шакурова, Пороховщикова появляются на фоне кирпичных стен. Там же проходит одна из сцен под легендарный саундтрек Эдуарда Артемьева.

Въездная арка: перекрытия вот-вот рухнут 

А что сейчас: сама усадьба еще с 1944 г. принадлежит Министерству обороны, здесь находится его санаторий, и большинство зданий выглядят сносно. А вот конный двор под крыло могучего ведомства не попал - администрация Мытищинского района почему-то отказывается передать его. И сама за сохранностью не следит. Территория скрыта от глаз туристов. «Эта как Зона в «Сталкере»: доберется не всякий», - заинтриговала экскурсовод Ольга, критически оглядев мои голые плечи и ноги. Крапива там в две меня, да. Но пробралась как-то. Увы, сохранилась только главная въездная арка, другие строения едва угадываются, и на двор это уже не похоже. Если бросить как есть, очень скоро от двора не останется и следа.

Сейчас конный двор скрывается за двухметровой стеной из крапивы 

P.S. Вернувшись из своего маленького путешествия, подумала: какой же крутой киномаршрут можно проложить на волне интереса к собственной истории и страсти к открытию новых мест внутри страны! Разумеется, для возрождения старинных усадеб нужна мощная господдержка и обязательно вклад меценатов. Вот ведь выпадает людям шанс по примеру предшественников оставить свое имя в веках. Берите и пользуйтесь!