Одну жену застукал с сыном члена ЦК, вторую похоронил молодой: тайны главного кинозлодея Андрея Файта
Постановка любительской стихотворной пьесы «Ковчег великолепных дегенератов» одного из приятелей - Алеши Масленникова - стала роковой для Файта. После нее он твердо решил быть актером. Пошел учиться во ГИК - государственный институт кинематографии, параллельно снимаясь в агитках. Кстати, а родня видела его исключительно врачом, как и они сами. Но Андрея совсем не грели точные науки.
В институте он стал учеником одного из основоположников отечественного кино Льва Кулешова. Их неразлучное трио - Файт, Евгений Червяков, Галина Кравченко - очень импонировало мэтру. А окружающие называли его по первым слогам фамилий - Кравчерфайт. В какой-то момент Файт и Кравченко поняли, что им настолько хорошо вместе, что надо бы пожениться. Так и сделали.
После свадьбы супруги стали много сниматься. Сутками, неделями пропадали на работе и виделись редко. Неудивительно, что однажды Файт вернулся в пустую квартиру. Оказалось, что жена изменяла ему с сыном знаменитого большевика Льва Каменева - курсантом Военной академии им. Жуковского Александром Каменевым. И сбежала в их шикарный дом, решив, что там ее ждет безоблачная жизнь. Но уже спустя четыре года свекра Гали осудили по делу «Троцкистско-зиновьевского центра» и расстреляли. Вслед за этим к расстрелу как иностранных шпионов приговорили мужа Кравченко и его мать. Разумеется, актрису тут же перестали приглашать даже на эпизодические роли.
Спасение от хандры
А ее бывший муж Андрей, напротив, продолжал работать. И даже, говорят, влюблял в себя одну за другой первых красавиц советского кино, вплоть до суперзвезд Любови Орловой и Лидии Вертинской. Правда, близкие Андрея Андреевича уверяют, что до конца дней он боготворил вторую жену Марию Бриллинг, женщину, далекую от мира кино. Она была дочерью одного из ведущих российских ученых в области автомобилестроения. В браке с ней у Файта появился единственный ребенок - сын Юлий.
Мария умерла молодой. Файт был очень опечален. Стал работать еще больше, а чтобы не раскиснуть физически, занялся акробатикой и боксом. Поэтому-то на съемках «Королевства кривых зеркал» 60-летний пенсионер так лихо скакал верхом по крутым и каменистым тропам, изображая Нушрока. Немудрено, что режиссеры продолжали давать ему роли до самой смерти.
Артиста не стало в 72 - в январе 1976-го. Он не застал триумф сына-режиссера Юлия Файта, фильм которого «Пограничный пес Алый» пользовался большой популярностью у детей и подростков в 80-е.
Юлий, крепко друживший с Андреем Тарковским, Юрием Визбором и Василием Шукшиным, скончался от инфаркта нынешним летом. А в марте он отметил 85-летие.
- Ничего стариковское к нему не приставало. Он и в восемьдесят лет был по-мальчишески худощав. И при всей своей внешней неприметности, он сразу и безоговорочно располагал к себе, - вспомнил критик и эссеист Дмитрий Шеваров.
А художник и поэт Николай Предеин отмечает:
- Юлий Андреевич был и остается в нас человеком той светлой романтической природы, каких уже почти нет в наше время.