При жизни мужа терпела вспышки ревности, а после его смерти – нужду: удивительная судьба советской птицы Феникс Лидии Вертинской

При жизни мужа терпела вспышки ревности, а после его смерти – нужду: удивительная судьба советской птицы Феникс Лидии Вертинской
Лидия Вертинская в роли Акюдаг в «Королевстве кривых зеркал»
Дочь потомка грузинских князей Лидия Циргвава прожила удивительную, хоть и непростую судьбу. Ей повезло повстречать и стать женой великого артиста Александра Вертинского, который был готов положить к ее ногам весь мир. Однако у истории их любви была и обратная сторона.

Будущая артистка повстречала Вертинского в китайском Шанхае, когда ей еще не было и 20 лет. Александр Николаевич же оказался старше жгучей красотки на целых 34 года. Разница в возрасте не помешала влюбленным заключить брак, хотя мама Лиды и была против. Вскоре новоявленная Вертинская подарила знаменитому супругу дочерей – Марианну и Анастасию.

Перебравшись в СССР, семья Александра Николаевича была вынуждена целых три года жить в гостинице «Метрополь», пока ему не выделили квартиру на улице, которая сегодня носит название Тверская. Вертинский много работал, чтобы содержать семью. Он приносил деньги в дом и постоянно предлагал любимой Лидочке что-то купить для себя. Вертинская не страдала шопоголизмом. Зато хотела сниматься в кино. И здесь мнения супругов кардинально расходились.

Александр Николаевич не желал, чтобы жена снималась, хотя на нее постоянно сыпались предложения о работе. В 1952-м артист пошел на поводу у Лидии, и та исполнила роль птицы Феникс в картине «Садко» режиссера-сказочника Александра Птушко.

«Лидия
Лидия Вертинская в роли обворожительной птицы Феникс 

«Режиссер хотел покрыть мое лицо золотой краской, но я отказалась, поскольку это опасно. Тогда мне сделали «индийский» грим. Я была худенькая, села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем маленькой. Меня согнули в три погибели корсетом вместе с этим металлическим стулом и заставили так сидеть по нескольку часов в день! А поверх надевали бирюзовое оперенье из перьев двух павлинов. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги — лапами, а руки вдеты в крылья. Было очень тяжело! Но меня так увлек процесс съемок! Поэтому была готова терпеть все на свете», — вспоминала впоследствии эту роль Вертинская.

К слову, даже за границей критики были поражены игрой нашей Лидии Владимировны. «Диковинное существо очаровывает, вызывает суеверную жуть, выглядит так естественно, как будто существует на самом деле», — писали в итальянских изданиях после показа «Садко» на кинофестивале в Венеции.

Вертинский страшно ревновал свою Лиду, и ни для кого это не было секретом. Та же терпела все вспышки недовольства супруга. Он все равно оставался для нее самым важным человеком. И когда в 1957 году Александра Николаевича не стало, Вертинская испытала страшное горе. Больше замуж она так и не вышла. На первое место у актрисы встали подрастающие дочери, которых надо было кормить и одевать. После смерти Вертинского в его семье перестало хватать денег, и вдова певца напрасно пыталась добиться пенсии их детям или другой помощи от государства.

Спасли Лидию Владимировну роли в кино. Она появилась в картинах «Киевлянка», «Дон Кихот», «Королевство кривых зеркал» и «Новые похождения Кота в сапогах». Большим подспорьем оказался и художественный талант Вертинской: она писала картины и продавала их. Дочери Александра Николаевича и Лидии Владимировны Марианна и Анастасия ради денег начали рано сниматься. Иногда семье Вертинского помогали друзья.

Сама Лидия Владимировна пронесла любовь к мужу до конца своей жизни. Она оставила в их квартире все так, как было при супруге – настолько ее душа тосковала по возлюбленному. Умерла вдова Вертинского 31 декабря 2013 года в 90 лет.