Приложил руку к созданию искусственной почки и сыграл в 53 кинофильмах: удивительная судьба Вячеслава Васильева

Приложил руку к созданию искусственной почки и сыграл в 53 кинофильмах: удивительная судьба Вячеслава Васильева
Вячеслав Васильев
Вы непременно припомните его, если смотрели «Приключения принца Флоризеля» или «Открытую книгу». У Вячеслава Васильева было необычное и запоминающееся лицо. Врач по профессии, в кино он снимался в небольших ролях, но с таким удовольствием. Никогда не мыслил о себе как о большом артисте. А скончался на сцене - еще не старым человеком, совершенно неожиданно для окружающих.

«Я боялся и робел»

В кино Вячеслав Васильев неоднократно появлялся в образе доктора. Он и был врачом «в миру». Вероятно, у Вячеслава Вячеславовича особого выбора не было.

Он родился и прожил всю жизнь в Северной столице. Дед был генерал-майором медицинской службы, многие годы руководил кафедрой урологии в Военно-медицинской академии им. Кирова. Являлся автором более чем ста научных работ.

Отец Вячеслава занимался вопросами диагностики и профилактики туберкулеза. Писал книги, посвященные им, также преподавал в Военно-медицинской академии.

Рассказывают, что в школьные годы Васильев увлекся драматическим кружком. Однако в итоге продолжил династию — окончил Первый Ленинградский медицинский институт по специальности «урология».

Защитил кандидатскую, возглавлял одну из бригад во время первой в Ленинграде пересадки почки человеку. Принимал участие в разработке аппарата для ее временного замещения — искусственной почки.

«Вячеслав
Вячеслав Васильев 

В кино Вячеслав Вячеславович попал по случаю в конце 1960-х. Коллеги и пациенты долго не подозревали, чем занимается Васильев в свободное от основной деятельности время.

«Первое время я боялся и робел», — рассказывал Вячеслав о впечатлениях на съемочной площадке. Еще бы — рядом с начинающим актером находились настоящие звезды отечественного кинематографа.

«Не могу повторить то, что только сейчас репетировал»

Известный режиссер и сценарист Илья Авербах тоже пришел в кинематограф не сразу. Прежде чем окончить Высшие сценарные курсы при Госкино СССР и он учился в Первом Ленинградском «меде», был однокашником Васильева. Уже позже он снял не одну замечательную киноленту, в числе которых «Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева».

Начиная свой путь в искусстве, Авербах о Вячеславе не забыл — пригласил его в эпизод своей дебютной картины «Личная жизнь Кузяева Валентина». Роль была без слов — герой Васильева что-то с аппетитом ел в купе поезда.

Через два года завершилась работа над драмой «Степень риска», в которой Вячеслав получил уже более полноценную роль — одного из врачей. Картина была снята по известной повести хирурга Николая Амосова «Мысли и сердце».

Вячеслав Васильев в фильме «Степень риска»
Вячеслав Васильев в фильме «Степень риска» 

Позже Вячеслав Вячеславович рассказывал: «Меня всегда коробил разрыв между тем, как хирург работает и как его труд воспринимают. Важно представлять себе тот груз ответственности, который лежит на враче.

Очень помог Смоктуновский. Снималась сцена, в которой врач Филинов прощупывает у пациента живот. Начали снимать, а я не могу повторить то, что только сейчас репетировал.

И Смоктуновский мне сказал: «Знаете, почему у вас сейчас не получается? Вначале руки у вас были добрые, а сейчас они не добрые, а беспокойные». Всегда его советы и замечания отличались добротой и мягкостью».

«Каждый врач должен быть немножечко актером»

После Авербаха Васильева начали звать в свои картины и другие режиссеры. Он наслаждался каждой, пусть самой маленькой, ролью. Вероятно, поэтому и незабываем.

В качестве того же участника клуба самоубийц в «Приключениях принца Флоризеля» или главврача Сан Саныча в «Палаче». Вячеслава Вячеславовича не смущало то, что иногда его даже не указывали в титрах.

«Вячеслав
Вячеслав Васильев в фильме «Палач» 

«Каждый врач должен быть немножечко актёром. Сейчас я работаю на «Неотложной помощи», в день приходится ездить к десяткам людей. Надо мигом выявить характер твоего «партнёра», понять, как себя вести. В этом для меня родство профессий, каждая из которых мне дорога», — делился Васильев в одном из интервью.

Он еще и писал стихи, даже печатался в уважаемом журнале «Нева». В 1990-е выпустил два своих поэтических сборника — «Живая нить» и «Дом».

В те же годы Васильев стал участником театра «Остров». Его актеры долго скитались по разным площадкам, прежде чем обрели постоянное полуподвальное помещение.

Для труппы «Остров» был просто местом творческой реализации. Все имели другое, основное, место работы. Деньги от продажи билетов на спектакли удавалось выручить небольшие. Им всегда находилось какое-то применение — вкладывали, например, в ремонт полуподвала.

Прямо во время репетиции в августе 1997-го Вячеславу Вячеславовичу неожиданно стало плохо, и он скоропостижно скончался. Васильеву было всего 63 года. Последний приют Васильев нашел на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.