Вот чем Тарковскому пришлось расплатиться за «Андрея Рублева»

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский
Андрея Тарковского называют гениальным режиссером. Его «Андрей Рублев» встал образцом, а превзойти этот кинематографический идеал пока не удалось никому. Оказывается, ради съемок Тарковскому пришлось пройти сквозь огонь, воду и медные трубы атеизма.

18 февраля 1969 года состоялся первый показ фильма Тарковского «Андрей Рублев» в Доме кино. Для периода перестройки это было умопомрачительное событие – мало кто решался снимать о вере, показывать в кадре кресты и иконы, когда вокруг царила атмосфера атеизма. Более того, в том же 69-м «Андрей Рублев» был показан на Каннском кинофестивале, где сорвал бурные овации критиков и зрителей.

Николаю Бурляеву довелось дважды поработать с Тарковским – артист снялся и в «Андрее Рублеве», и в «Ивановом детстве», поэтому он не понаслышке знает, как Андрей Арсеньевич создавал свои шедевры. Артист рассказал, что вера пришла в жизнь Тарковского достаточно поздно, в 1962 году, когда его «Иваново детство» получило Гран-при в Венеции. Режиссер втайне привез из Италии библию и внимательно изучал ее в свободное время.

«После того, как мне ЭТО открылось, я не могу не измениться», - писал Тарковский в своем дневнике.

Бурляев рассказал, что съемки «Андрея Рублева» были нонсенсом, однако ради того, чтобы фильм увидел свет, Тарковскому пришлось вырезать кадры с крестами на куполах. Артист уверен в том, что именно эта лента отчасти послужила принятию решения о канонизации Андрея Рублева.

«Вот про фильм Андрей говорил, что он должен быть как молитва. И через экран все время устремлялся ввысь. Все семь его картин гениальные. И все – христианские. <…> Андрей был одержим, если так можно сказать, промыслом Божьим. Он ощущал его интуитивно. И воплощал», - вспоминает Бурляев.

По мнению артиста, Тарковский был свободен душой и сердцем всегда – будь это период застоя или оттепели – его фильмы были пронизаны искренней верой и светлыми божественными помыслами. Бурляев называет Тарковского посланником Божьим, ведь снять такие картины мог только исключительный человек.

«Тарковский просто исполнял свою миссию на земле. Свой промысел, принятый от Господа Бога. Потому Андрей и стал недосягаемым для большинства кинотворцов планеты, которые считают его режиссером № 1. Мне лично говорили об этом великие Анджей Вайда, Тео Ангелопулос, Бернардо Бертолуччи. А Эмир Кустурица признавался: «Для того, чтобы понять, что такое режиссура, я тысячу раз прокручивал на монтажном столе вашу новеллу из «Андрея Рублева» «Колокол», - сообщил Бурляев.

Свои последние годы Тарковский провел за границей. Более того, похоронили режиссера именно там, в скромной чужой могиле во Франции. Сам Андрей Арсеньевич всегда говорил о том, что хочет лежать на родной земле. Бурляев рассказал, что поднял вопрос о перезахоронении режиссера. Окончательно вопрос об этом должен решать сын Тарковского, живущий в Италии.