Дата изготовления и срок годности могут исчезнуть с упаковок российских продуктов
Российские производители продуктов питания выступили с неожиданной инициативой, которую могут одобрить в Росстандарте и ряде других ведомств. Если предложение, озвученное представителями бизнеса, поддержат в соответствующих органах, то уже в скором времени россиянам придется привыкать к новым правилам. Первым делом с упаковок может исчезнуть информация о сроках годности и дате производства товара. Правда, речь идет исключительно о самих надписях «дата изготовления», «годен до» и «указано на упаковке». Все это делается для сокращения размера этикеток продуктов.
В июне вице-премьера Виктории Абрамченко предложила рассмотреть возможность введения новых национальных стандартов в сфере этикетирования. Таким образом бизнес надеется сократить издержки на упаковку товаров. Как отметили в Росстандарте, более лаконичными станут «данные об адресах производства пищевой продукции, указание на места нанесения даты изготовления и срока годности, знаков и пиктограмм». При этом в аппарате вице-премьера уточнили, что новые стандарты, в случае их утверждения, не должны мешать обычному потребителю. Россиянам будут по-прежнему доступна информация о сроках хранения, а также составе продукта.
Выходом из ситуации может стать перенос части данных о товаре в удобный формат QR-кода. Пересмотр действующего в РФ ГОСТа с рекомендациями по этикетированию пищевых продуктов запланирован на 2023 год. Любопытно, но даже действующий техрегламент вполне себе позволяет уменьшить объем информации, к который россияне привыкли за последние годы. Например, некоторые ингредиенты из состава допустимо заменять буквенными кодами или пищевыми добавками.
Однако по словам представителя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, исчезновение с упаковок информации о месте изготовления в принципе следует расценивать как нарушение законодательства о правах потребителей. Эксперт не исключает, что производители под предлогом дефицита чернил сокращают не самые существенные расходы. Не исключено, что речь может идти о стремлении бизнеса «заблокировать инновации в части информирования потребителей». Янин также отметил, что одним из способов по-настоящему разумной оптимизации упаковки может стать удаление данных о продукте на нескольких языках.