Ай, болид: метеориты более 1 км в диаметре могут разрушить Землю

Челябинск. Болид челябинского метеорита в областном краеведческом музее
Десять лет назад в небе над Уралом пронесся метеорит, который упал в озеро Чебаркуль в 80 км от Челябинска. К счастью, обошлось без жертв, но многие люди получили травмы. Ущерб от последствий визита небесного тела оценили в миллиард рублей. Делаем вывод: «гастролеры» из космоса - это не только много эффектных фото в соцсетях, но и реальная опасность.

7,3 тыс. зданий, оставшихся без стекол, цинковый завод с пробитой стеной, множество частных строений - после взрыва метеорита над Чебаркулем по всему региону начался большой ремонт. В Челябинске, например, в ледовом дворце «Уральская молния» пошатнулись несущие конструкции - только на его восстановление ушло 200 млн руб.

1,6 тыс. человек с порезами и ушибами обратились в больницы, больше 200 из них - дети. 112 пострадавшим пришлось лечиться в стационарах.

Каменный гость

Случай в Челябинской области уникален: впервые в истории столь крупный метеорит упал в густонаселенной местности. Поэтому и ущерб серьезный.

• Дата и время происшествия - 15 февраля 2013 года, 9 ч 20 мин.
  • Размер космического тела - 19,8 м = шестиэтажный дом.
  • Масса - от 7 тыс. до 13 тыс. т = дорожный каток.
  • Скорость падения - 18 км/c (скорость гиперзвуковой ракеты - 1,6 км/с).
  • Высота взрыва - 40 км от поверхности Земли.
  • Упало с неба - 5 т (0,05 процента от изначальной массы).
  • Собрано - не более 1 т.
  • Самый большой фрагмент - 570 кг (поднят со дна озера Чебаркуль).
  • Мощность взрыва - 520 килотонн = 25 Хиросим.
  • 10 челябинских метеоритов = Тунгусская катастрофа (до 50 мегатонн).
  • Откуда взялся: из главного пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера.
  • Возраст - около 4,45 млрд лет. Ровесник Солнечной системы.
  • Ок. 20 - 40 тыс. лет назад откололся от астероида.
  • 290 млн лет назад столкнулся с другим небесным телом (темные жилы в толще - следы плавления при мощном ударе).
«Самый
Самый большой осколок челябинского метеорита в Краеведческом музее

Никто не застрахован

Власти Челябинска выделили владельцам пострадавших домов деньги на замену разбитых стекол. Правда, хватило лишь на окна - балконы пришлось ремонтировать за свой счет. И дома залатывать самостоятельно. Даже тем, чье жилье застраховано, в выплате отказали. И суд решил, что это законно. Большинству автомобилистов, которым на капот свалились обломки камня, страховые тоже дали от ворот поворот.

- Компании упирают на то, что в договоре риск падения метеорита не включен в перечень стандартных страховых случаев, - объясняет юрист Иван Занегин. - И впредь предлагают такую ситуацию прописывать. Но при желании отказ в выплате можно оспорить. В перечне страховых случаев не указано, что «метеоритные осадки» исключены из списка. А значит, это «стихийное бедствие и явление природы». Так что пусть страховщики раскошелятся.

Ракета или НЛО?

Самый крупный фрагмент метеорита, поднятый со дна озера Чебаркуль, находится в Историческом музее, где ведет себя странно. В 2019-м стеклянный купол над ним вдруг поднялся на 10 см. Ученые объяснили аномалию воздействием магнитного поля. Дескать, оно включило гидравлические замки, а те вытолкнули стекло вверх. Любители мистификаций и вовсе уверены: над Челябинском испытали сверхзвуковую ракету. Или к уральцам пожаловал НЛО.

Как снег на голову

Наиболее опасны метеориты размером более 1 км - они способны спровоцировать глобальную катастрофу. Но такое бывает раз в миллион лет. Немного успокаивает, что ученые умеют просчитывать, как близко они подойдут к Земле. Достаточно крупные небесные тела долетают до нас раз в сотни лет. Более мелкие – чаще, причем могут свалиться как снег на голову.

• Рут Хамильтон из канадского города Голден проснулась, когда что-то с грохотом пробило крышу ее дома и с потолка посыпались обломки. Подняв голову, она обнаружила на подушке увесистый булыжник. Выяснилось: это космическая каменюка. «Думаешь, ты в безопасности. Но разом может все кончиться», - философствует дама.
  • 65-летний Сомрит Бунпенг из Таиланда был в туалете, когда услышал в саду грохот. На террасе увидел блестящий черный камень 5 см в диаметре, полкило весом. Метеорит. Бизнесмены предложили за него 100 тыс. батов (245,6 тыс. руб.). Но Сомрит отказал. Говорит: обретя диковинку, они с женой видят нереально приятные сны.
  • На бразильский город Санта-Филомена обрушился метеоритный дождь, и в страну хлынули исследователи и любители наживы. Ученые определили возраст камней - 4,6 млрд лет. За самый крупный 40-килограммовый фрагмент специалисты не пожалели $27 тыс. (около 1,9 млн руб.).
  • Житель города Гранд-Рапидс (США) случайно узнал, что булыжник, которым он годами подпирал дверь, на самом деле небесное тело стоимостью $100 тыc. (7 млн руб.). Такую цену за него предложил минералогический музей.
  • В Коста-Рике метеорит весом около килограмма пробил стенку в собачьей будке. Хорошо хоть, пес не пострадал.
«Челябинск.
Челябинск. Болид челябинского метеорита в областном краеведческом музее

Кара небесная

• Стать первым погибшим от падения метеорита за последние 188 лет - так себе «заслуга». В 2016-м эта участь постигла водителя автобуса из Индии - он стоял рядом с колледжем, в который угодили каменные обломки. Мужчина получил травмы и по дороге в больницу умер.
  • Его товарищ по несчастью жил в Иране в 1828 году - ученые нашли письменное подтверждение ЧП. Они полагают: таких случаев больше, но документы часто написаны на национальных языках, и их еще предстоит изучить.

Космический пришелец

15 декабря 2022 года обшивку российского космического корабля «Союз МС-22» повредил метероид (так правильно называть, метеоритом он станет, если достигнет Земли). Такую версию выдвинул «Роскосмос». В результате в системе охлаждения упало давление, и корабль стал нагреваться. В ЦУПе сочли ситуацию аварийной, однако угрозы жизни космонавтов нет. В ближайшее время на орбиту внепланово отправится корабль «Союз МС-23». Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и американец Франсиско Рубио переместятся на него и останутся в космосе еще на несколько месяцев. А «Союз МС-22» в беспилотном режиме спустится на Землю.

В мае прошлого года небесное тело попало в зеркало телескопа JamesWebb. NASA заявило о необратимом повреждении оптического прибора, на создание которого ушло $10 млрд.

Особые приметы

Под видом метеорита может скрываться все что угодно. Дабы убедиться в подлинности, ученые тестируют образец на электропроводность и магнитные свойства, проводят химический анализ. Неспециалисту помогут такие метки:

• у метеорита оплавленные края;
  • он притягивается магнитом;
  • фрагмент тяжелее такого же по размеру камня;
  • на поверхности видны отпечатки, будто оставленные руками на пластилине;
  • у него темный «обугленный» цвет, возможен «ржавый» оттенок.

Тот сам так называется

• Астероиды - небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца и слишком малы, чтобы считаться планетами. Сосредоточены между Марсом и Юпитером.
  • Метеоры - фрагменты космических объектов в несколько сантиметров. Входят в атмосферу на скорости и сгорают, порождая вспышку - падающую звезду.
  • Болид - яркий метеор. Огненный шар с дымным хвостом. На видео, снятом в Челябинске, запечатлен именно полет болида.
  • Метеорит - космический объект или его фрагмент, который упал на Землю.

Кстати

• Чтобы легализовать метеорит, нужно зарегистрировать его в Международном каталоге метеоритов. В России такую услугу оказывает лаборатория метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН. По правилам, 20 процентов образца придется оставить в лаборатории. Оставшейся долей можно распорядиться по усмотрению.