Экономика России: что нужно знать о свободных экономических зонах

Президент России Владимир Путин поручил прекратить создание новых ОЭЗ

Президент России Владимир Путин поручил прекратить создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России.

До разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам. Поручение должно быть исполнено до 30 июня.

Столь кардинальную реакцию на вопрос спровоцировал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. Из доклада следует, что с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд руб. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб.— среднюю зарплату в РФ за 25 лет.

Напомним, что еще 27 мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Также в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ (до разработки единых подходов к их созданию) и прекращении работы неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры.

 Стоит отметить, что сама проверки ОЭЗ (по итогам которых даны президентские поручения) были вызваны жалобами президенту активистов "Общероссийского народного фронта" в ноябре 2015 года. Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики.

По Константину Чуйченко, "несогласованность управленческих решений" приводит к "неэффективному использованию бюджетных средств" — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Изначально ОЭЗ начинали создаваться по специальному закону в июле 2005 года. На 1 января в 30 субъектах было 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа). По данным Министерства экономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран.

По данным Счетной палаты, на 1 января общая сумма не использованных АО ОЭЗ средств составила свыше 24 млрд руб., а совокупный доход от размещения средств на депозитах за 2006-2015 годы — 29,3 млрд руб. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд руб.), вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 году было создано 18 тыс., а на создание одного рабочего места было потрачено 10,2 млн руб. средств. Для сравнения, этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по РФ зарплату в течение 25 лет!!!

 На данный момент в правоохранительных органах находятся пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн руб., предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области.

Счетная палата в апреле заявила о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ. Главными требованиями были: целесообразности создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости. По данным СП, регионы подают заявки на слишком большую территорию и не успевают ее осваивать. На 1 января ОЭЗ не использовали 40% земель (84,4 тыс. га из 214 тыс. га). Заметная часть претензий аудиторов касалась туристических зон.

Свободные Экономические Зоны давно являются краеугольным камнем. В Министерстве экономики их считают инструментом технологической модернизации. И ранее Минфин предложил выделять средства только успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объем инвестиций с момента создания зоны должен в три раза превышать затраты федерального центра на ее инфраструктуру. На данный момент в министерстве комментируют вопрос так: "И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы их избегать. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб".