Госдума: Ирина Яровая ужесточила антитеррористические законопроекты

Комитет Госдумы по безопасности рекомендовал принять пакет поправок. В целях борьбы с терроризмом новые законы могут существенно ограничить права граждан.

Соответственно авторами проектов выступили глава думского комитета Ирина Яровая и ее коллега из Совета федерации Виктор Озеров. Стоить отметить , что количество запретов увеличилось. Теперь лишиться гражданства можно будет за работу в международных организациях (в которых РФ не принимает участия, а ФСБ и СВР получат доступ к информационным системам и базам данных). Отдельный блок поправок может затруднить ведение миссионерской деятельности.

Комитет Ирины Яровой 20 июня рассмотрел поправки без особой дискуссии. Поправки к Уголовному кодексу предполагали ужесточение наказания по ряду террористических и экстремистских статей, введение уголовной ответственности с 14 лет, а также появление в кодексе статьи за международный терроризм. Большая часть изменений касалась вопросов лишения гражданства и права на въезд в РФ и выезд из РФ.
На совете Думы (там формируется повестку пленарных заседаний) от комитета по безопасности было  письмо, в котором предлагалось рассмотреть законопроект во втором чтении 22 июня.  По словам одного из депутатов, в письме говорилось, что проект был принят в первом чтении 13 мая, материалы же ко второму чтению должны быть представлены депутатам «дополнительно». Это значит, что никто из глав комитетов не имел возможности ознакомиться с подготовленными Ириной Яровой поправками. Дело в том, что ко второму чтению проект претерпел существенные изменения и увеличился с 8 до 37 страниц. Проект затрагивает больше десятка законов.

Ирина Яровая предлагает  напрямую разрешить сотрудникам ФСБ и СВР «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных, в том числе удаленный. «К этому относятся фамилии сотрудников, их персональные данные»,— пояснил один из депутатов. А в закон «Об оперативно- розыскной деятельности» вносятся поправки, согласно которым к розыскным мероприятиям теперь будет причисляться и «получение компьютерной информации» правоохранительными органами. Речь идет в том числе об электронной почте, СМС - сообщениях.
Большой блок поправок касается регламентации миссионерской деятельности в России. Под ней предлагается понимать «распространение веры» вне культовых зданий, а также через СМИ и интернет. К пропаганде убеждений будет относиться публичное совершение богослужений, распространение литературы, сбор пожертвований. В жилых помещениях проповедовать запрещается.

Также строго возбраняется направлять миссионерскую деятельность на нарушение общественной безопасности и осуществление экстремизма, а также побуждать граждан к отказу от образования и «неисполнению своих гражданских обязанностей». Отдельно в проекте прописан «порядок осуществления миссионерской деятельности». К слову порядок описан на 6 страницах.

Меняется и процедура допуска в РФ иностранцев-миссионеров: они не смогут претендовать на получение визы на срок от одного года до пяти лет. В законе «О свободе совести и религиозных объединениях» будет лишь норма о том, что религиозные организации могут приглашать миссионеров по договору. На религиозное объединение возложена ответственность за миссионерскую деятельность. Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил, что «каких-либо обсуждений с комитетом по поводу поправок не проводилось».

Оказался переписан в проекте и порядок лишения гражданства. На данный момент это возможно, только если паспорт россиянина дали на основании подложных документов. В первом чтении предлагалось лишать гражданства за совершение ряда преступлений террористической, а также экстремистской направленности. Но при этом имелась оговорка: паспорт РФ нельзя было отобрать, если у человека не было другого гражданства или гарантий на его приобретение.

 Ко второму чтению такая оговорка исчезла. Кроме того, лишиться гражданства можно будет и за устройство на работу в правоохранительные или судебные органы иностранного государство. Такие же последствия грозят наступить, если человек решит без согласия «полномочных органов» работать в «международных организациях, в деятельности которых РФ не принимает участия». Таких , между прочем, немало. Например, после того как на границе с Турцией был сбит российский Су-24, оказался заморожен договор РФ с Международной организацией тюркской культуры со штаб-квартирой в Анкаре, а министр культуры РФ Владимир Мединский призывал глав Башкирии, Тывы и других республик прекратить контакты с организацией.

 В заключении думского правового управления отмечается, что положения проекта, касающиеся вопроса лишения гражданства, «не соответствуют принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ», согласно которым гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Однако, стоит отметить, что небольшие смягчения в проекте тоже есть. Ограничения на выезд за границу теперь могут коснуться только тех, кто имеет непогашенную судимость за ряд террористических и экстремистских преступлений, к примеру, за посягательство на жизнь государственного деятеля, захват власти и мятеж.

«У нас было много замечаний от отрасли по части сроков хранения информации операторами связи, их мы передали Ирине Яровой»,— сказал  глава комитета по информационной политике Леонид Левин. Во втором чтении Ирина Яровая сократила срок хранения содержания переписки и переговоров пользователей интернет-компаний и абонентов связи до шести месяцев.

Коснулись изменения даже Жилищного кодекса (ЖК). Новые поправки запрещают переводить жилые помещения в нежилые с целью осуществления там религиозной деятельности.

Однако, глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская заявила , что ее удивила рассогласованность: изменения вносятся в ту же статью кодекса, что предполагает и «закон о хостелах», который уже прошел первое чтение в Госдуме. Депутат также усомнилась в том, что поправки рассылались на месяц в регионы (ЖК относятся к предметам совместного ведения).

Что касается Уголовного кодекса, авторы решили вернуться к широкой трактовке наказаний за некоторые статьи.

 Например, согласно принятой в первом чтении версии проекта за создание вооруженного формирования грозило от 8 до 15 лет. Ко второму чтению решили этот срок увеличить с 10 до 20 лет. Совершенно неожиданно появились и поправки, согласно которым за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков может грозить от пяти до десяти лет лишения свободы. Данной нормы такой раньше не было в принципе.

В статье 13.15 Кодекса об административных правонарушениях предлагается ввести штраф за использование СМИ, «в том числе информационно-телекоммуникационных сетей» для разглашения государственной тайны. Это будет считаться злоупотреблением свободой массовой информации, а штраф составит от 400 тыс. до 1 млн. руб., но он предусмотрен только для юридических лиц.

Возможно и появление ответственность для региональных органов власти, должностных лиц и граждан, которые не будут подчиняться новым органам, которые должны по поручению президента координировать на местах работу федеральных ведомств, регионов и органов местного самоуправления (МСУ) в борьбе с терроризмом.

Кстати, следует отметить, что  Комитет по МСУ в своем отзыве отмечал, что невозможно возлагать большую ответственность по противодействию терроризму на местный уровень, но законодатели не прислушались.

Вам может быть интересно: