В немецком городе Квакенбрюке хотят признать Крым частью России
Отправляясь в Крым на семинар по культурным вопросам диаспоры российских немцев, политик левой партии города Квакенбрюка - Андреас МАУРЕР не мог предположить, что его рабочий визит закончится громким скандалом. А именно: посол Украины в Германии Андрей МЕЛЬНИК обратится в Министерство иностранных дел с требованием наказать Маурера, который посмел въехать на территорию Крыма через Россию без ведома Украины.
В Германии - это первый случай, когда вопрос признания Крыма частью России рассматривается на уровне парламента города, пусть и такого небольшого как Квакенбрюк в Нижней Саксонии. Это первый сигнал для фрау Ангелы Меркель посмотреть в глаза той правде, о которой уже не смог промолчать даже бывший выходец из России, депутат левой партии города Квакенбрюк Андреас Маурер.
- Как российского немца меня пригласили посетить мероприятие «Народная дипломатия и неделя немецкой культуры в Крыму», - рассказал Андреас Маурер. - Чтобы было ясно, в Крыму проживает от 3-5 тысяч российских немцев... Я не ставил вопрос, куда мне именно надо обращаться, чтобы получить визу для поездки в Крым. Пришел в бюро путешествий, объяснил, что еду на семинар, и дальше уже сотрудники турфирмы занялись моими документами. Я не ставил вопросы, как надо, и что будет. В туристическом бюро мне объяснили, что попасть в Севастополь можно либо самолетом через Москву, либо через Санкт-Петербург.
- Но вы же знали, что Германия, как и другие страны Евросоюза, не признает Крым частью России?
- Про проведенный референдум в Крыму я знал, но этот вопрос для меня так остро никогда не стоял... Документы мне сделали, и я в составе общей делегации прибыл в Симферополь. Среди участников были бизнесмены, политики - немцы и российские немцы из разных федеративных земель. Мы до этой встречи друг друга не знали. Как депутат левой партии в городе Квакенбрюке я принимал участие за круглым столом по политическим вопросам. Не скрою, у меня был интерес - ознакомиться с тем, как живут в Крыму другие национальные меньшинства. На пресс-конференции я выступил с докладом на тему: «Как я вижу ситуацию в Крыму». Я слово в слово сказал следующее: «После того, как я познакомился с многими людьми, сделал социологический опрос, пришел к выводу, что Крым — часть Российской Федерации. Рано или поздно страны Запада должны принять и признать этот факт». Конечно, мне задали вопросы по поводу отмены российских санкций. Я высказал свое мнение немецкого депутата: «санкции надо отменить».
Наказать за авантюру
- Вы ожидали такой реакции посла Украины Андрея Мельника?
- Честно, я не мог поверить, что я - первый, кто в Германии из политиков об этом публично заявил. Но ситуация развернулась стремительно, когда информация дошла до посла Украины. Возвращаюсь я с прогулки по Ялте, а мне коллеги говорят: «Скандал!». Я отправился сначала к себе в номер, чтобы посмотреть в интернете, что же случилось. И тут я читаю, что посол Украины в Германии Андрей Мельник заявляет: «Господина Маурера надо наказать за его авантюру». На днях посол Украины написал письмо в МИД, где пригрозил, что меня на три года посадят в тюрьму на Украине. Я публично опроверг требования посла Украины, заявив, что езжу, куда хочу, и говорю то, что считаю нужным сказать. Более того, сказал, что снова в этом году постараюсь посетить Крым, и никакой посол мне не будет ставить условие. В составе нашей делегации были члены нескольких партий — ХДС (христианско-демократический союз Германи), левой партии и «Единство». Все они выразили солидарность со мной. Сейчас некоторые из них приняли решение добровольно не ехать на Украину. Многие хотели в отпуск поехать и даже уже купили билеты.
- Вас первого из немецких политиков внесли в знаменитый список персон нон грата на Украине?
- Да. В этом году у себя в Квакенбрюке мы провели день памяти жертв трагедии в Одессе. Меня пригласили принять участие в памятном мероприятии в самой Одессе. Я собирался поехать и выступить с докладом. Это обсуждалось еще до ситуации с Крымом. Хотел посетить Украину еще и потому, что моя мама родилась там в немецкой колонии. Но сейчас, после заявления посла Украины, что если я соберусь въехать, меня отправят назад, а то еще хуже — последует уголовное наказание до трех лет тюрьмы, не поеду.
- Как отреагировал МИД Германии на заявление украинского посла?
- Наш МИД прислал мне письмо от имени руководителя штаба Украины. Я не знал, что такой штаб вообще существует. МИД отверг просьбу посла меня наказать: «Господин Маурер мы информируем, что поступило заявление посла Украины и вы являетесь персоной нон грата, так как вы нарушили закон Украины, въехав на территорию Крыма со стороны России». И дальше следует заявление МИДа Германии, где нет никаких ссылок, почему я не должен был туда ездить.
- Как развивается сейчас ситуация?
- Посол Украины через немецкую газету попросил меня извиниться и отказаться от своих слов. Но я заявляю, что в этом году снова посещу Крым с рабочим визитом.
- Вы пошли дальше, и вышли с инициативой признания Крыма частью России на уровне парламента вашего городка Квакенбрюка...
- Да, я выступил с инициативой на уровне парламента города и районого областного совета Оснабрюка признать Крым частью России и отказаться от санкций. Это, конечно, решение только на уровне резолюции, но в то же время сигнал для парламента Германии. После введения антироссийских санкций страдают немецкие фермеры, потому что молочные продукты упали в цене от 35 центов за литр молока до 20 центов. Дешевле — некуда, потому что тогда фермеры будут работать себе в убыток. Сейчас переизбыток продуктов, которые некуда девать. Люди теряют рабочие места. Если молчать, то вопрос никогда не решится. Где-то надо начинать, и путь выбран правильно. Я благодарен реакции моей левой партии, которые меня попросили, чтобы я им объяснил ситуацию в отношении Крыма. Мое окончательное мнение сложилось именно в Крыму. Так как я владею русским языком, в свободное время я пошел погулять и поговорил с простыми людьми: продавцами, таксистами, рабочими. И люди мне говорили, как важен для них был этот референдум, и что они и сейчас бы проголосовали за вхождение в состав России. Нельзя подготовить и подговорить такое количество незнакомых людей, чтобы они мне наврали. И я уверен, что если снова провести референдум в Крыму, ситуация с выбором не изменится. Сейчас крымчане ограничены из-за нас в перемещении. Они не могут ездить за границу из-за европейских стран.
- Андреас, раньше вы были членом партии, которую возглавляла Ангела Меркель - ХДС. Почему вы ушли?
- Когда начались подыматься вопросы по поводу российских немцев, я не мог объяснить избирателям, почему они должны выбирать партию ХДС. Партия ввела языковой тест для российских немцов, ввела закон о переселенцах, и сократила пенсии именно российским немцам на 40 %. И все эти законы были подписаны большинством партии ХДС. Для меня стало ясно, что я не могу состоять в этой партии, которая отклонилась от рабочего класса и российских немцев. Многие наши российские немцы живут на грани социального обеспечения, так как российский стаж им не засчитали в Германии.