Времена халявы для прибалтов прошли

Самые работящие в Европе – датчане. Англичане – лодыри, но их достали мигранты

Самые работящие в Европе – датчане. Англичане – лодыри, но их достали мигранты

После Brexit заговорили о том, что уход Великобритании из Евросоюза имеет не только негативную политическую составляющую, но и экономическую. В самом деле, Объединенное Королевство — один из главных доноров европейского интеграционного проекта.

Члены ЕС делятся на нетто-получателей и нетто-доноров. «Нетто» - потому что каждая страна и складывает деньги в общую копилку, и берет из нее. Разумеется, не сама и не сколько вздумается. Бюджет Евросоюза наполняется государствами, за его формирование отвечают Совет Европейского союза, Еврокомиссия и Европарламент. За наполнением и расходом бюджета бдительно следит Европейская счетная палата, созданная в 1975 году.

Если страна берет больше, чем дает, то она нетто-получатель. И наоборот, если дает больше, чем берет, - нетто-донор.

Вот как выглядит карта Европы, если ее раскрасить цветами дотационных стран (красно-желтые оттенки) и доноров (желто-зеленые).

В Евросоюзе действует семилетнее планирование бюджета. Предыдущая семилетка — 2007 – 2013 гг., на нее пришелся кризис 2008 – 2009 гг. Нынешняя началась в 2014 году и закончится в 2020-м. На нее придется и надвигающийся мировой кризис, и узко европейский — Brexit. Который, впрочем, наверняка повлияет и на остальной мир.

На основании данных Еврокомиссии я составил несколько табличек.

Как мы видим, нетто-доноров в Евросоюзе десять. Табличка ранжирована по колонке с данными за 2014 год. Легко заметить, что главный донор — Германия.

Великобритания лишь на третьем месте, после Франции и перед маленькой Голландией.

Нетто-получателей почти вдвое больше.

Здесь тоже требуется пояснение. Члены ЕС выстроены, опять же, по данным за 2014 год. Как мы видим, Мальта, Кипр, Люксембург и Ирландия находятся в пограничном состоянии, в некоторые годы они бывали даже донорами или близко к ним.

Хорватия новичок, она вступила в ЕС 1 июля 2013 года. Понятно, что она вряд ли откажется от дотаций в будущем. Но пока неясно, какое место займет.

Хорошо видно, что самые большие траты Евросоюза приходятся вовсе не на Грецию, а на Польшу. Европейцам виднее, кто больше заслужил халяву, конечно. Был бы толк.

Таблички ниже более корректны. Выше перечисленные не определившиеся страны в них не вошли, потому что создают путаницу.

Оказывается, больше всех получают литовцы и вообще балтийские «тигры». Но это им, по-моему, не очень помогает— из всех трех стран население разъезжается.

Теперь посмотрим среднедушевые дотации, которые платят страны-доноры.

Здесь тоже небольшой сюрприз — оказывается, самыми работящими (или сердобольными) в Европе являются вовсе не немцы, а датчане. Британцы плетутся в хвосте. То есть, подданные Ее Величества Елизаветы Второй вряд ли когда-нибудь почувствуют серьезное повышение жизненного уровня после Brexit. Но, насколько я понимаю, их больше беспокоят не деньги, а мигранты.

Еще кое-какая статистика: в странах-донорах живет 330 млн человек, в остальных — 206. Выводы можно делать любые. По мне так каждый житель старой Европы вполне может прокормить одного-двух младоевропейцев — это очевидно. Просто нужно лучше работать.

Шутки шутками, но для наших бывших соседей по соцлагерю наступают нелегкие времена. Халява явно заканчивается, балтийских тигров гонят из теплых клеток с гарантированным кормом на вольный выпас — поднимать экономику своих гордых стран. Как, впрочем, и остальных жителей Восточной Европы. Пора затягивать пояса — неумолимо наступает настоящая независимость.

Что будет на Украине, прогнозировать сложно. Точнее, тут все зависит от вашей фантазии. Ясно одно: у Европы деньги и так кончались, а тут еще британцы влезли со своим референдумом. Чует мое сердце, опять украинцы дружить с нами захотят.

Причем, довольно скоро.



автор