Не сломано – не чини. Этот принцип в нашей реальности едва ли не самый важный
Вчера Президент подписал указы о назначениях высших руководителей своей администрации. Обсуждений теперь хватит на неделю или еще дольше, даже футбол не помешает. А обсуждать, по большому счету, почти нечего.
Сколько бы лет ни прошло, привычки пикейных жилетов не изменятся: люди, не имеющие никакой возможности повлиять на высокую политику, непременно будут рассуждать о ней, приговаривая «такой-то (большущий начальник) это голова, я бы ему палец в рот не положил». И, хотя вряд ли такой-то позволил бы положить себе в рот заскорузлый палец… И далее по классическому тексту Ильфа и Петрова.
Идет ли речь о внешней политике или о внутренней, о президенте США или России и их администрациях – желание сколько-нибудь осведомленного обывателя об этом поговорить сильно и неизменно.
Между тем, как ни странно это прозвучит, возможно, даже и для коллег - политических комментаторов, тех, кого у нас принято называть политологами, говорить, по большому счету, почти не о чем.
Цитируя другого русского писателя, «первый министр – лишь перо в руках государя. Тем ли, иным пером пишет государь – какие от этого могут быть перемены?»
Телеграм-каналы и фейсбук*-страницы наполнены предположениями о том, какая из властных группировок усилилась, а какая ослабла в результате смены нескольких помощников и советников президента (на самых высоких постах в АП изменений нет нет).
Люди почему-то злорадствуют по поводу отставки советника по вопросам интернета Германа Клименко (как будто хоть кто-то из злорадствующих имеет представление о том, чем именно советник президента занимался, и чем будет заниматься его сменщик) и многозначительно хмурят брови, говоря: теперь за кадры отвечает генерал ФСБ.
Но, положа руку на сердце, новость лишь в том, что никаких новостей в управлении страной не произошло и произойдет. Как совершенно справедливо написал вчера один из моих старших коллег Евгений Минченко, какой революции вы ожидали в середине двенадцатилетнего президентского срока Путина?
Нет никакой революции. И не может быть. Не нужна она ни президенту, ни его администрации, ни в целом системе управления, ни стране. Если что-то и доказал президент последними решениями, то только то, что и без того было давно известно:
Во-первых, лоббисты ничего от него не могут добиться, единственный источник кадровых решений – он сам.
Во-вторых, назначая людей на ответственные посты, он предпочитает тех, с кем лично знаком.
В-третьих, скамейка запасных у него – не короткая и не слишком длинная, но она всегда есть. Те, кто пытается предсказывать кадровые решения, исходя из того, что все персоналии давно известны и новых неоткуда взять – ошибаются. Конечно, очень важная часть этой скамейки запасных – федеральная служба безопасности. Этим людям президент доверяет, их опыт работы считает востребованным. Стоит ли этому удивляться?
В-четвертых, президент вполне способен удивлять общественность неожиданными назначениями, но не делает из такого рода решений фетиш – люди подбираются под задачу, которую нужно решать на рабочем месте, а не для того, чтобы кого-нибудь удивить.
Конечно, бывают решения, которые «пикейным жилетам» кажутся парадоксальными. Вспомним назначение начальника цеха Уралвагонзавода полномочным представителем президента, случившееся шесть лет назад.
Но это, естественно, редкость, а к тому же и это решение - ретроспективно, выглядит как подбор человека под конкретную сложную задачу.
И все. И только это сейчас и происходит. Нет ни кадровых, никаких других революций. Нет потрясений. И более того – смысл внутренней политики сегодня в России в том, чтобы потрясений и не было.
Не сломано – не чини. Этот принцип в нашей реальности – едва ли не самый важный.
*Организация запрещена на территории РФ