«Голубая луна» 30-х: как в СССР боролись с секс-меньшинствами
Проблема гомосексуальных взаимоотношений существовала и в царской, и в советской России. Из-за неприятия православием, гомосексуалисты старались скрывать свои наклонности, а известный композитор Петр Чайковский, по слухам, опасаясь публичной огласки, лишился жизни.
Но после фактического уничтожения церкви в ходе Октябрьского переворота, ситуация изменилась. Большевики стали действовать более открыто, привлекая в свои ряды рабочую молодежь, красноармейцев и даже партийных функционеров. К началу 30-х годов считалось нормой, когда красный командир имел при себе молоденького и смазливого адъютанта, а в комсомоле и в некоторых партийных ячейках такая молодежь делала головокружительную карьеру…
Ягода – поборник нравственности
Первым спохватился глава ОГПУ Генрих Ягода, получивший агентурные сведения о том, что гомосексуальное руководство немецких «штурмовых отрядов» пыталось создать в СССР широко разветвленную шпионскую сеть из числа гомосексуалистов.
15 сентября 1933 года Ягода кладет на стол Сталина докладную записку. В ней указывается, что в «сердце революции» — Ленинграде — действует отлично законспирированная сеть молодых людей, которые не допускают проникновения в свои ряды агентов ОГПУ и являются сторонниками якобы известного своими гомосексуальными наклонностями партийного лидера Григория Зиновьева.
Статья для «примерного наказания мерзавцев»
Опасавшийся любых заговоров Сталин дал указание провести расследование, и в течение нескольких дней в Ленинграде арестовали 130 гомосексуалистов — преимущественно актеров, писателей и художников. Однако, принципиально не тронули артистов балета.
Доказать антиправительственную деятельность этих людей не смогли, а привлечь их к суду было невозможно из-за отсутствия соответствующей статьи в уголовном кодексе. Всех наказали за содержание притонов и выслали из Ленинграда на 1-3 года.
Такой уголовный процесс вызвал одобрение среди жителей страны, а Иосиф Сталин потребовал «примерно наказать этих мерзавцев». Генрих Ягода незамедлительно подготовил дополнение к Уголовному кодексу РСФСР, которое вступило в законную силу 7 марта 1934 года.
Новая 121-я статья УК подразумевала уголовное преследование за мужеложство. Теперь представителей нетрадиционной ориентации можно было абсолютно законно отправлять в тюрьму на 5 лет, а если совершалось совращение несовершеннолетнего или насилие над личностью, то и на все 8.
Начало открытой травли
1 декабря 1934 года в Ленинграде было совершено покушение на жизнь Сергея Кирова. Руководителя ленинградской парторганизации и самого популярного партийного функционера РСФСР застрелили прямо в Смольном дворце. Начатое расследование быстро назначило организатором убийства все того же Григория Зиновьева.
Ягода по всей стране провел массовые аресты гомосексуалистов, надеясь получить доказательства существовавшего заговора против Советской власти.
Первым под пытками признался заведующий протокольной частью Народного комиссариата иностранных дел Дмитрий Флоринский. Правда, не в заговоре против Сталина, а в вербовке немецкой разведкой. За ним последовали другие.
Этого было достаточно, чтобы организовать громкий судебный процесс против Зиновьева, и в 1936 году приговорить его к расстрелу. Гомосексуалистов начали массово вывозить в Сибирь, оставляя дома только тех, кто был готов активно сотрудничать с НКВД.
Месть «мужеложцев»
Но представители нетрадиционной ориентации, сохранившие свои позиции в партийной верхушке, решили отомстить Генриху Ягоде за его рвение. Они организовали серию доносов. Ягоду обвинили в участии в троцкистско-бухаринском фашистском заговоре и работе на разведслужбу Японии.
Особое рвение проявлял новый руководитель НКВД Николай Ежов, про которого поговаривали, что он и сам очень любил провести время в компании раскрепощенных юношей. Во время следствия выяснилось, что Ягода не чурался присваивать имущество арестованных по его же приказам граждан. Он оказался владельцем десятков килограммов золотых изделий, которые своевременно не передал государству.
Приговор суда был ожидаемым. 15 марта 1938 года Генриха Ягоду расстреляли. У него хватило мужества признать свою вину и достойно принять смерть.
В отличие от Николая Ежова, арестованного через год после расстрела Ягоды. Последнего признали виновным не только в шпионской и террористической деятельности, но и в мужеложстве. По свидетельствам очевидцев, тщедушный Ежов постоянно плакал, пытаясь вымолить прощение, но был также расстрелян 4 февраля 1940 года.
«Хитрая» статья Уголовного кодекса
Статья 121 УК РСФСР и СССР «работала» с 1934 по 1991 год, а в 1993-м была отменена. За это время к уголовной ответственности привлекли более 60 тысяч человек. Преимущественно — диссидентов и политических оппонентов советской власти. Но означало ли это победу над инакомыслием в сексуальной ориентации?