Украина из-за любви к Америке может лишиться железных дорог
Некоторое время назад в Киеве всерьез озаботились состоянием железнодорожного транспорта в стране. Ситуация оказалась плачевной: выяснилось, в частности, что локомотивный парк изношен практически на 100%, а средний возраст тепловозов составляет больше тридцати лет. Быстро организовать производство новых невозможно, поскольку профильное предприятие оказалось вне досягаемости, на территории самопровозглашенной Луганской Народной Республики.
Тогда госкомпания «Укрзализныця», ведающая железными дорогами в стране, приняла очевидное решение закупить локомотивы за рубежом — но политический фактор, понятно, сработал и здесь, и в качестве поставщика была выбрана американская General Electric (GE). Договор с заокеанскими партнерами был подписан, хоть и сулил большие трудности: их продукцию нужно адаптировать к украинским условиям, местные заводы для этого должны пройти сертификацию специалистами из GE.
Власти рапортовали об успехах и перспективах, хотя с самого начала не обходится без курьезов: в январе, к примеру, хваленый американский тепловоз забуксовал на совершенно обычном участке дороги, и его пришлось вытягивать с помощью советского «старичка». Тем временем эксперты на самой Украине предупреждают: эксплуатация американского подвижного состава может в буквальном смысле — физически — уничтожить железные дороги. То же самое ранее произошло в небогатой Эстонии, которая не может оправиться от этой катастрофы по сей день, пишет агентство
Как рассказал бывший замминистра инфраструктуры Украины, известный специалист по транспортным проблемам Александр Кава, в начале нулевых эстонцы приватизировали почти все железные дороги республики, и новые хозяева тоже закупили американские тепловозы, рассказывая об их невероятном качестве и эффективности. Старые же советские локомотивы были по дешевке сплавлены перевозчикам из других стран Евросоюза, которые охотно купили проверенную временем технику.
Никто, однако, не учел — или не пожелал учитывать, — что «американцы» очень тяжелые, их вес сильно превышает предельно допустимый для построенных во времена СССР дорог. Всего через шесть лет власти с ужасом обнаружили, что железнодорожные пути не просто изношены, а находятся на грани разрушения. Государство в авральном порядке принялось выкупать инфраструктуру обратно, заплатив в итоге почти в четыре раза больше, чем выручило в результате приватизации.