«Хохлы» или «москали». Кто по национальности жители ДНР и ЛНР?

«Хохлы» или «москали». Кто по национальности жители ДНР и ЛНР?
«Хохлы» или «москали». Кто по национальности жители ДНР и ЛНР? Фото: Alexander Rekun/globallookpress.com
Донбассцы никогда не считали себя украинцами
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

В Донбассе продолжается война. Киевские каратели не соблюдают никаких перемирий: обстреливают позиции ополченцев и дома мирных жителей. Политики в Незалежной не устают повторять, что ДНР и ЛНР — их территория, которую надо освободить. Некоторые радикалы в Киеве вообще утверждают: им, мол, нужна только земля — без людей. Но на самом деле эта местность исторически не имела к Украине никакого отношения.

До революции почти все отвоеванные земли нынешних ДНР и ЛНР входили в состав Области Войска Донского. Только после Гражданской войны эту часть отдали Украинской ССР. Большевики посчитали, что раз там живут люди, многие из которых разговаривают на особом диалекте («суржик»), то они должны быть украинцами. Но на самом деле этнографические и исторические процессы, происходившие в границах республик Донбасса, гораздо сложнее.

Малороссы-черкасы

Современная территория ДНР и ЛНР официально вошла в состав Земель Войска Донского в XVIII веке. Но поселений казаков там практически не было. Большие необрабатываемые и малонаселенные участки отдали войсковой старши́не — представителям власти. Они на них стали привлекать малороссов. Как раз в то время российские императоры упразднили Запорожское казачье войско, и многие запорожцы оттуда устремились на Дон. Местные стали называть их «малороссийскими черкасами», «тавричанами» и «хохлами». Перепись 1763 года показала, что их в области 25 тыс. человек и численность их очень быстро росла (к 1917 году их в Донской области было около 1 млн человек). Некоторые из них включались в число донских казаков, участвовали в основании новых станиц, другие — оставались крестьянами во владениях какого-нибудь богатого казачьего генерала. Малороссы переселялись все дальше — на восток области, ближе к Дону. Процесс ассимиляции у некоторых групп достиг такого уровня, что многие приезжие полностью переняли обычаи, говор, элементы самоуправления и обряды донских казаков.

Да, документально представители старшины Дона владели землями, на которой жили прибывшие крестьяне. И земледельцы должны были отрабатывать или отдавать хозяину часть урожая. Но некоторые малороссы чувствовали себя так вольготно, что часто распоряжались угодьями по своему усмотрению. Земли у них было намного больше, чем у коренных донцов, жили они богаче. А некоторые — сдавали землю казакам в качестве субаренды.

Переселение на запад

На волне начавшегося малоземелья в 1802 году казачьи власти составили рапорт «о малороссиянах, поселенных на донских землях», в котором указывается, что они на Дону — пришлый элемент. К тому же в это время началось распространение, хоть и на непродолжительное время (всего 65 лет) и в мягком варианте, крепостного права. Социальный статус «хохлов» начинает снижаться. Было принято постановление о выселении их из центральных районов — на западные земли Войска Донского. На современных картах эта область севернее Таганрога, и как раз нынешние ДНР и ЛНР. Им выделялось четыре десятины земли на человека. Это «хохлам» очень не понравилось, так как раньше они имели намного больше. Начались конфликты с казаками, бунты, но процесс переселения шел всю половину XIX и даже в начале прошлого века.

Переселение касалось в первую очередь самого сердца Донской области — Черкасского округа и станиц по реке Дон, где плотность населения была большая, а «хохлы» были сильно ассимилированы. Все признаки идентификации — язык, культура и прочее — они повторяли у донских казаков, с которыми столетие жили бок о бок. По сути, в нынешний Донбасс с середины XIX века выселялись культурно и ментально донские казаки, но не входившие официально в воинское сословие.

Историк и помещик Карасев писал о том времени: «В одном имении у меня есть 28 крестьян, которые пользуются пространством земли в 12 верст в длину и 7 верст в ширину. Это примерно 8 400 десятин, то есть по 300 десятин на душу. Малороссы этого имения живут в тех местах с начала настоящего столетия, привыкли совершенно к приволью, оказачились, и как же они, не поломавшись, примут взамен своих угодий, после отмены крепостного права в 1861 г., они получат какие-нибудь 4 десятины на душу в Таганрогском округе».

Именно вопрос малоземелья и высылка малороссов в западные части Области Войска Донского привели в будущем к ожесточенности во время Гражданской войны на Дону. Многие «хохлы» выступили за «красных» и хотели получить земли, которых их якобы лишили в конце XIX века, а казаки против большевиков — так как не желали делиться землей, которую завоевали их предки.

Не окраинцы

Несмотря на переезд в нынешние границы ДНР и ЛНР людей, ассимилированных донскими казаками, в землях Донбасса жили и те, кто в быту использовал малороссийские слова. Но они никогда не относили себя к украинской нации. Национальное движение самостийников, которое стало проявляться в середине XIX века на Окраине, не затронуло малороссов, живших в пределах Области Войска Донского, то есть в нынешних республиках. Тут не читали Тараса Шевченко и других идеологов украинства.

С развитием угольной промышленности в Российской империи на шахты Донбасса стали приезжать работать люди со всей страны. Что еще больше меняло этнический состав региона в сторону русского самосознания и языка. К тому же донбасское население все больше урбанизировалось — переселялась в города и поселки, где говорить на «мове» считалось неприличным.

Поэтому проведение границ между УССР и РСФСР уже в советском государстве является искусственным и не отражающим реальных этнокультурных процессов в регионе. Донбассцы попали в Украину по ошибке. Большевики ссылались на проведенные в Российской империи переписи, которые не учитывали степень ассимиляции и русификации донских «хохлов».

Коренизация

В Украинской ССР Донбасс решили срочно украинизировать. Для этого в 1930-х годах развернулась целая кампания, чтобы поменять национальное самосознание людей. Школы, вузы, театры и вывески в магазинах должны были теперь быть только на «мове». К 1932 году из 2239 школ региона 1760 (78,6%) были украинскими, а еще 207 (9,3%) — двуязычными.

Украинизация достигала таких масштабов, что устроиться на работу без знания «мовы» было невозможно, а за пропуск заводских языковых курсов, где ее изучали, увольняли с работы. С того момента партийные собрания и обсуждения в госучреждениях Донбасса велись на русском, а протоколы составляли на украинском. В 1930-е годы доходило даже до того, что сажали в тюрьму руководителей, которые без должного рвения относились к новой политике.

Захват нацистами

После оккупации Донбасса фашисты использовали бандеровцев в качестве помощников в наведении «нового порядка». Подконтрольные украинским националистам газеты периода фашистской оккупации в своих статьях скрупулезно разъясняли населению нынешних ДНР и ЛНР, какой же у них теперь будет флаг, гимн, а какой герб. И почему донбассцы — это украинцы.

Одним из самых показательных моментов украинизации времен войны стало решение полного перехода на украинский язык делопроизводства, что для местных было настоящим испытанием. В архивах Донецка и Луганска представлены документы, показывающие нелепость того периода, где чиновники пытаются, коверкая русский язык, что-то написать на «мове». Но так до конца украинизировать жителей региона не смогли и нацисты.

После развала СССР и обретения Украиной независимости эта фашистская политика продолжилась. Сначала президент Леонид Кучма делал шокирующие заявления против русскоязычных, а потом и русофоб Виктор Ющенко. После майдана в 2014 году в стране начались преследования русских жителей юго-востока. Поэтому нет ничего удивительного, что жители Донбасса захотели отсоединиться от чуждого для себя народа и государства. Из-за карательной операции Киева донбассцы в полном составе отказались причислять себя к украинцам.

Что в итоге?

Национальное самосознание современных жителей ДНР и ЛНР формировалось из сложных этнических, исторических и сословных факторов. Изначально это были запорожцы, которые переселились на Дон в качестве крестьян. В процессе проживания в Области Войска Донского и практически отсутствия крепостного гнета многие из малороссов приняли казачьи черты, говор и традиции. Другие — сохранили больше «окраинского» элемента в своей культуре. Но в их самосознании никогда не было чувства принадлежности к украинской нации. Процесс ее формирования и пропаганда отдельного украинства обошли стороной донских «хохлов», поэтому большинство из них считали себя русскими. Культурные особенности жителей региона, их говор и менталитет можно смело сравнить с жителями Краснодарского края. Кубанцы, хоть и входившие в казачье сословие в Российской империи, во многом формировались в похожих этнокультурных условиях.






Читайте также: