Как отличить реальный звонок из банка от звонка мошенников?

Эксперт рассказал, как отличить реальный звонок из банка от мошенников. Фото: depositphotos.com
«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня наш эксперт расскажет, что делать, если вам позвонили из банка и как отличить реальный звонок от мошеннической схемы.

Охотники за чужими деньгами уже давно не ограничиваются кражей карт или считывающими устройствами в банкоматах. Мошенники научились действовать более изощренно и теперь звонят своим жертвам, представляясь банковскими работниками и запрашивая всю необходимую информацию, чтобы обчистить карту.

Главный подвох звонков в том, что на вашем телефоне действительно высвечивается номер банка, который вы могли даже собственноручно сохранить.

Такой подлог возможен благодаря виртуальным автоматическим станциям. И эксперты подсчитали, что ущерб от новой мошеннической схемы уже составил более 30 млн рублей. Как отличить реальный звонок из банка от звонка мошенников? Об этом мы спросили у эксперта.

Если вы думаете, что вам звонят мошенники, лучший способ — сбросить звонок и самому перезвонить в банк

Мнение эксперта

Дмитрий Ибрагимов

заместитель начальника отдела технической защиты информации ГУ Банка России по ЦФО

— Если даже у вас на телефоне определился знакомый номер банка, с которого обычно приходят СМС об операциях по карте, не спешите вступать в разговор. Это могут звонить мошенники. К сожалению, сейчас они научились маскировать свой номер под официальный телефон банка с помощью специального программного обеспечения и IP-телефонии.

Звонящий может представиться сотрудником безопасности банка и сообщить о подозрительной операции, которую нужно срочно остановить, сообщив данные карты или одноразовый пароль из СМС.

Если вам поступил подобный звонок, первое, что вы должны сделать, — уточнить ФИО и должность звонившего и положить трубку. Затем перезвоните по официальному номеру горячей линии банка, набрав его вручную.

Ни в коем случае не делайте ответный звонок по сброшенному номеру, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам.

Почему не стоит продолжать разговор с «сотрудником»? Дело в том, что мошенники очень хорошо подготовлены: они играют на стрессе, непонимании технических нюансов и доверчивости человека. Злоумышленники хорошо знакомы с психологией: говорят уверенно, аргументированно, используют профессиональные термины, торопят. Часто звонят в позднее время или, наоборот, рано утром, когда человек спит и не может быстро сконцентрироваться.

Часто мошенники включают фоном звуки, имитирующие работу оживленного кол-центра, переключают клиента с одной линии на другую. Аферисты даже могут назвать вас и по имени отчеству, сообщить номер карты и другие персональные данные, чтобы вы им поверили.

Откуда у мошенников мой номер телефона?

Информацию о своих жертвах мошенники получают из разных источников, например, в интернете, из социальных сетей или через утечки баз различных организаций: розничной торговли, сайтов опросов и так далее.

Испугавшись непоправимых последствий, человек называет данные, которые спрашивает злоумышленник. Причем, запросить информацию мошенники тоже могут хитрым, не вызывающим подозрений, способом.

Не попросить назвать секретный код на обороте карты, а предложить для безопасности переключиться в «автоматическую службу» и набрать код в тоновом режиме.

Все эти уловки, к сожалению, работают на неподготовленных гражданах, и как только они передают злоумышленникам нужную информацию, со счетов жертв списываются деньги.

Какие данные действительно могут понадобиться работникам банка?

Чтобы не пополнить ряды печальной статистики, соблюдайте правила безопасности. Как я уже сказал выше, прекратите сомнительный разговор и самостоятельно перезвоните в банк, набрав номер вручную. Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-код.

Запомните, из всего списка секретных данных вы можете сообщить банку только «кодовое слово», но только тогда, когда позвонили сами. Если вам звонят из банка, то никаких дополнительные данные о вас сотрудникам не нужны.

Не торопитесь. Если по вашему счету действительно проходит сомнительная операция, то она будет приостановлена на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить ее банку, либо отменить. Но для этого вам не придется называть реквизиты карты и другую секретную информацию — ее запрашивают только мошенники.

Читайте также: