Какие реальные истории о контрабанде стали сценарием «Бриллиантовой руки»

Сценарий комедии писался под Никулина, а вот Миронова утвердили с трудом. Кадр из фильма

В СССР был отлажен механизм ввоза золота с помощью иностранных студентов

По опросам зрителей, до сих пор одним из самых популярных советских фильмов считается «Бриллиантовая рука», цитаты из которого давно стали народными. Но ведь любимой комедии могло бы и не быть, если бы не одна занимательная заметка в журнале.

«Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?»

Оказывается, история с перевозом драгоценностей в гипсе произошла на самом деле. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале «За рубежом» статью о том, как в Швейцарии группа контрабандистов перевозила через границу драгоценности в гипсе, имитируя перелом. Костюковский встретился с Леонидом Гайдаем и Морисом Слободским. Втроем они решили написать сценарий к фильму с рабочим названием «Контрабандисты».

По сюжету Семен Семенович Павлик (сначала фамилия у главного героя была такой, потом ее поменяли на Тимошкина, а позднее – на Горбункова), будучи в заграничном круизе, попадает в разработку контрабандистов.

Еще тогда многие недоумевали над нереальностью сюжета комедии: зачем преступникам тайно ввозить в СССР золото, когда по закону можно было привести до 10 кг драгметалла или ювелирных изделий совершенно спокойно. И если уж и существовали какие-то махинации, то, скорее, по вывозу золота из СССР.

Однако существовала схема, по которой возможно было обогатиться именно на ввозе золота в нашу страну. Правда, разработкой контрабандистов уже занимались не милиционеры, как в кино, а люди из КГБ. По этой схеме иностранные студенты из Института Дружбы народов беспрепятственно мотались между Москвой и Западным Берлином. Там они скупали золотые слитки или российские дореволюционные монеты, которые делались из золота высшей, 900-й пробы, в отличие от низкосортных изделий, продававшихся в советских магазин.

У контрабандистов был свой человек на таможне в аэропорту, который их беспрепятственно пропускал. После этого золото продавалось ювелирам, стоматологам, женам чиновников, артистам и многим другим. На полученные деньги покупалась валюта, затем снова – драгметаллы. Схема приносила сумасшедшую прибыль: в Западной Европе в те времена 1 г золота (высшей пробы, а не советской) стоил примерно 1 – 1,30 доллара, у нас был курс 1 доллар - 5-6 рублей. При этом в СССР 1 грамм золота 583 пробы стоил около 55 рублей, 900-й – цена переваливала за 85 рублей, а контрабандисты продавали далеко не по официальным ценам. Вот и получалось, что с 1 грамма выходило чистой прибыли около 80 рублей, а это примерно 16 долларов.

О масштабах можно судить по тому, что один студент за одну поездку мог привезти в Москву около 3 кг золотых слитков и около 500-600 монет (примерно 5-6 кг). Один такой курьер приносил прибыль больше полумиллиона рублей.

Фильм «Бриллиантовая рука» любят и смотрят уже 49 лет. Постер к фильму. wikipedia

«Ребята, на его месте должен был быть… я!»

Сценарий изначально писали под Никулина, который на тот момент был уже настоящей мегазвездой, благодаря троице Труса, Балбеса и Бывалого. Правда, сам Юрий Владимирович отнесся к предстоящей работе скептически, посчитав сценарий неправдоподобным и высосанным из пальца.

Самое интересное, что в результате в картине снялась вся семья артиста. Супруга Никулина, Татьяна Николаевна, сыграла сопровождающую советской туристической группы в Турции, а его сын Максим (сейчас гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре) изобразил мальчика, умеющего ходить по воде.

Больше всего вопросов у худсовета вызвали кандидатуры Андрея Миронова и Нонны Мордюковой. Миронов, несмотря на то, что к тому времени уже имел заметные роли в Театре сатиры и снялся в таких фильмах, как «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», считался «темной лошадкой» и представителем «золотой молодежи». А Мордюкова меньше всех из кандидаток понравилась Гайдаю. К тому же у нее были натянутые отношения с Мироновым, которые не отказывались от удовольствия уколоть друг друга.

Леонид Иович планировал на роль красотки в гостинице Клару Лучко, но та категорически отказалась сниматься в купальнике. А вот Светлана Светличная вошла в историю как первая советская актриса, показавшая стриптиз.

Кстати, Светличная была очень обижена на Гайдая, так как он не только не разрешил ей спеть, но и лишил артистку голоса. Озвучила Светличную Зоя Толбузина, известная по фильмам «Кубанские казаки», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». А танго «Помоги мне» спела Аида Ведищева. Говорят, что голосу Светличной принадлежит только одна фраза: «Не виноватая я!».

В отличие от Клары Лучко Светличная не постеснялась сниматься в купальнике. Кадр из фильма

«Наши люди в булочную на такси не ездят»

Все заграничные сцены фильма снимали в Баку. В Туапсе проходила рыбалка у Белой Скалы; в центре Адлера стоял отель «Атлантика»; по набережной Адлера Горбунков прогуливался со своей семьей; некоторые сцены снимали на «Мосфильме».

По сценарию Семен Семенович должен был споткнуться на банановой кожуре. Для этого с трудом достали несколько килограммов дефицитных фруктов. Но Никулин никак не попадал ногой на кожуру. Тогда решили «подложить» на дорогу арбузную корку, но опять ничего не получалось.

На помощь пришел «турецкий контрабандист-аптекарь» Леонид Каневский, которому через несколько часов нужно было мчатся на поезд, чтобы ехать на другие съемки. Каневский облачился в брюки Никулина, надел его туфли и с первого же дубля эффектно упал на арбузной корке.

В центре Адлера раньше стояла гостиница «Горизонт», которая выступила в роли отеля, где встречался Горбунков с роковой красоткой Анной Сергеевной. Там жила и съемочная группа. А подвал здания киношники заняли под реквизит и костюмы. Там же лежал и манекен Никулина, который изготовили для съемок сцены падения из машины, прицепленной к вертолету. Манекен был завернут в какую-то простынь, чтобы не запылился. Как-то там разгребала завалы уборщица. Женщина нечаянно толкнула манекен, схватилась за покрывало и увидела «мертвого» Никулина. Ей стало плохо, пришлось даже вызывать «скорую».

При этом, несмотря на пошатнувшееся здоровье, уборщица успела рассказать подругам, что Юрий Никулин «умер» на съемках. Вскоре об этом гудел не только Сочи, но и вся страна. Актеру пришлось срочно звонить в Москву и успокаивать родных.

 

Леонид Каневский и Григорий Шпигель в ожидании «руссо туристо». Кадр из фильма
Вот так место, где упал Горбунков, выглядит в Баку сейчас. wikipedia

«Если человек идиот, то это надолго»

Костюмы для модника Геши Козодоева сооружали всем «Мосфильмом», что-то шили костюмеры, а что-то доставали. Так, к примеру, модный с отливом костюм, в котором герой Андрея Миронова рассекает по Стамбулу, был куплен за специальные чеки в валютной «Березке», что было неслыханно; пришлось подключать к этому очень больших людей.

Однако, шикарный костюм на самом деле оказался ужасным: ткань оказалась настолько искусственной, что совсем не пропускала воздух, создавая парниковый эффект. А в Баку во время съемок стояла 40-градусная жара. Только один эпизод, как Козодоев бегает по стамбульским улочкам в поисках нужной аптеки, снимали десять часов.

Миронову пришлось изрядно попотеть в красивом заграничном костюме. Кадр из фильма

Тяжело пришлось Миронову и во время съемок эпизода в кафе с семьей Горбункова. По сюжету сын Семен Семеновича стреляет в Козодоева мороженым. На самом деле это был творог, который растерли до однородной массы. Мальчик только прицеливался в Миронова из пистолета, а вот творогом в актера кидался ассистент. Почему-то эпизод никак не удавался, в результате артист терпел над собой издевательства восемь дублей подряд.

На роль старшего контрабандиста Лелика было три кандидата: Михаил Пуговкин, Леонид Сатановский и Анатолий Папанов. Съемки рыбалки у Белой Скалы снимались в районе Туапсе у известной горы Киселева, которая славится отвесной гладкой стеной высотой в 46 метров.

В день съемок не заладилось с погодой, и вода была достаточно прохладная. По вине кого-то из техников никак не получалось снять эпизод, как герой Папанова нанизывает рыбу на крючок. После очередной неудачи Анатолий Дмитриевич в сердцах так крикнул на провинившегося техника «Идиот!», что Гайдай решил этот вопль отчаяния оставить. Правда, адресовал он его герою Миронова.

Анатолий Папанов замерз в воде, нанизывая рыбу на крючок удочки Никулина. Кадр из фильма

Стоит добавить, что премьера фильма состоялась весной 1969 года. Сегодня вокруг фильма «Бриллиантовая рука» ходит множество легенд, анекдотов и интересных историй. И это является прямым доказательством того, что комедия стала по-настоящему народной.